Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



Таблица 3.16



Оценка роста объема производства товарной сельхозпродукции для достижения минимально желаемого уровня обеспеченности населения

Товарная продукция сельского хозяйства

Объем производства, тыс. т

Фактическая обеспеченность

Желаемая обеспеченность <1>

Объем производства при желаемой обеспеченности

Рост к факту 2008 г. для достижения желаемого объема, раз

Требуемый по нормам потребления

Фактический в 2008 г.

мясо (убойный вес)

16,4

0,6

3,4%

20%

3,3

5,9

молоко

71,5

4,8

6,7%

50%

35,7

7,5

картофель

18,1

13,7

75,8%

100%

18,1

1,3

овощи

20,6

4,5

22,1%

60%

12,3

2,7

яйца, млн шт.

47,7

19,2

40,3%

80%

38,1

2,0


________________


<1> Оценки, приведенные в данной графе, не являются научно обоснованными и не могут использоваться для проектных расчетов. Они приведены здесь исключительно в методических целях.


Конечно, совсем не обязательно производить на месте все, что здесь по климатическим условиям можно произвести. Продукты, которые не утрачивают своих свойств при длительном хранении и транспортировке (копчености, сыры, консервы и пр.), можно и с "материка" завезти - если это обойдется дешевле, чем производить их на месте. По этим соображениям в оценке табл. 3.10 на местное производство отведено 20% от рациональных норм потребления мяса и 50% от норм потребления молока. На овощи отведено 60% от норм потребления с учетом также того обстоятельства, что некоторые виды овощей и бахчевых в условиях Крайнего Севера не растут вообще.


Но и в этом случае для обеспечения уже существующего населения производство всех видов сельхозпродукции, кроме картофеля, необходимо увеличить в разы. Производство яиц необходимо увеличить вдвое, овощей - почти в 3 раза, молока - в 7,5 раз, а мяса почти в 6 раз.


А при учете потребности в рабочей силе на реализацию тех крупных инвестиционных проектов, которые предусматриваются федеральными программами и материалами настоящей схемы, население области вырастет на 25-30% как минимум (см. раздел 5 настоящего тома). Пусть в основном за счет вахтовиков, и только на период строительства. То есть, оценки табл. 3.10 можно смело увеличивать в 1,3 раза.


Такой рост производственных возможностей сельского хозяйства области вполне реален. По данным статистики, в 1995 г. поголовье крупного рогатого скота в области превышало уровень 2007 г. в 3,8 раза, а поголовье свиней - в 7,9 раз. А развал сельского хозяйства с резким падением производства к тому времени продолжался уже 4 года.


Основной требуемый рост производства приходится на животноводство, следовательно, ставит задачу соответствующего роста кормопроизводства. Согласно земельной статистике, половина земель сельскохозяйственного назначения находится в нераспределенном фонде (см. раздел 11 настоящего тома), а по обследованию МНИИСХ (см. выше) 60% сельскохозяйственных земель не используется - т.е. 10% сельскохозяйственных земель имеют землепользователей, но не используются. А размеры почвенных ресурсов, которые находятся в лесном фонде, но могут быть переведены в категорию сельскохозяйственных земель, превышает нынешние размеры этой категории в 140 раз (см. том I настоящей Пояснительной записки, пункт 5.5) - есть из чего выбирать.


Правда, рост производства свежих продуктов питания нужен не вообще в области, а конкретно в тех местах, где предполагается рост населения - в зонах и узлах опережающего развития. Поэтому в ряде мест придется провести мелиоративные и агрохимические мероприятия.


Таким образом, природных ресурсов для развития сельского хозяйства в Магаданской области более чем достаточно. Значительно хуже обстоит дело с трудовыми ресурсами. По данным Магаданстата, за январь-ноябрь 2008 г. среднесписочная численность работников сельскохозяйственных организаций составила всего 585 человек, при этом сократившись за год на 15%.


По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., количество осуществляющих сельскохозяйственную деятельность сельхозпредприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей составляло, соответственно, 24 и 63 единицы. Это - товарные производители.


По данным МНИИСХ, численность сельского населения области за годы реформ сократилась почти на 90% [115]. В 2008 г. она составила около 8 тыс. человек. В это число включены представители коренных малочисленных народов Севера, живущие в сельской местности и в основном ведущие традиционный образ жизни. Остальные несколько тысяч и есть то сельское население, в личных подсобных хозяйствах которого производится основная часть местной продукции сельского хозяйства. При этом часть из них (около 600 человек в 24-х сельскохозяйственных организациях) производит также и всю продукцию общественного сектора.


Уровень безработицы среди сельского населения значительно выше, чем среди городского (в отдельных сельских поселениях он доходит до 80%), поэтому создании в сельском хозяйстве новых рабочих мест с удовлетворительной заработной платой есть принципиальная возможность увеличить число занятых в сельском хозяйстве в 2-2,5 раза за счет местных трудовых ресурсов. Эта возможность ограничена двумя факторами:


- территориально значительная часть сельских безработных живет за пределами зон опережающего развития, где необходимо, прежде всего, в больших масштабах наращивать объемы сельскохозяйственного производства. Этот фактор можно устранить путем организации внутриобластного переселения законтрактованных работников и их семей со всем имуществом за счет предприятия;