В случае открытия месторождений, пригодных для промышленного освоения, возможно создание на территории области нефтеперерабатывающего производства, что позволит в значительной мере заменить привозные нефтепродукты (800 тыс. тонн жидких нефтепродуктов).
На данной территории нефтегазодобыча является новым видом деятельности. Относительно благоприятным фактором является близость береговой линии для создания сопутствующей инфраструктуры, потенциальных рынков сбыта продукции - как отечественных, так и зарубежных.
Необходимая транспортная инфраструктура имеется. В непосредственной близости к описываемой зоне имеется морской торговый порт (требует реконструкции), аэропорт, способный принимать практически все виды воздушных судов (ведется его реконструкция). Телекоммуникационная система развита достаточно - г. Магадан - один из немногих городов России, который полностью обеспечен цифровой телефонной связью, в ближайшей перспективе ввод цифровых телевизионных каналов, массовая доступность высокоскоростного Интернета. Энергетическая инфраструктура развита достаточно - имеется Колымская ГЭС, мощности которой полностью не используются, Аркагалинская ГРЭС в настоящее время в резерве, ведется строительство Усть-Среднеканской ГЭС - срок ввода в эксплуатацию 2012-2015 гг., предусмотрено финансирование в рамках ФЦП "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года" [41].
В рамках проекта планируется создание:
- нефтегазодобывающей отрасли - добыча нефти и газа, транспортировка;
- нефтегазоперерабатывающей отрасли - производство моторного топлива (бензин, дизтопливо, керосин), сжиженного газа (на территории области).
По укрупненной оценке, ожидается значительный рост социально-экономических показателей при реализации проекта: ВРП увеличится в 1,5-1,75 раза; доходы областного бюджета возрастут на 250%; грузооборот увеличится в 15-20 раз; реальные денежные доходы населения возрастут в 2,5-3 раза; увеличится занятость населения, возрастет число обслуживающих предприятий и организаций; Магаданская область преобразуется из энергозависимого региона в регион энергоэкспортирующий.
По данному проекту принимаются следующие меры:
- На федеральном уровне - разработка новой редакции Закона "О недрах". Министерство природных ресурсов России ведет работу над поправками к существующему закону, позволяющими проводить аукционы по шельфу РФ (сегодня законодательство не позволяет это делать). Также ведется разработка проекта "Государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации на период до 2020 года" и "Комплексного плана действий по реализации Стратегии".
- На региональном уровне - работа по сохранению режима Особой экономической зоны на территории Магаданской области на длительную перспективу, принятие областных целевых программ по развитию минерально-сырьевого комплекса.
Общий объем финансовых средств, необходимых на реализацию проекта, включающего поиск, разведку и освоение месторождений нефти и газа Примагаданского шельфа Охотского моря, предварительно оценивается в 1500 млрд рублей с разбивкой на 2009-2023 годы (окончательный объем финансирования с детализацией направлений расходов станет возможным определить после утверждения разведанных запасов и выполнения технико-экономического обоснования). Столь высокая стоимость (которая, скорее всего, еще возрастет) объясняется тем, что Примагаданский шельф - самый богатый в российских морях источник морских биоресурсов, причем основой его являются именно придонные биоценозы. Поэтому разведочное и эксплуатационное бурение нужно вести так, чтобы придонные биоценозы не были разрушены - что и обусловливает удорожание.