Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



Таблица 2.2



Динамика численности населения в 2007 г. по федеральным округам <1>

Федеральные округа

Естественная убыль

Миграционный прирост (+), убыль (-), тыс. человек

всего, тыс. чел.

в расчете на 1000 чел. населения

РФ

-477, 7

-3,4

+239,9

ЦФО

-240,6

-6,5

+162,5

СЗФО

-74, 2

-5.4

+24.3

ЮФО

+15,8

+0,7

+35,0

ПФО

-124,5

-4,1

+18,2

УФО

-12,1

-1,0

+19,2

СФО

-34.3

-1,7

-3,5

ДФО

-7,8

-1.2

-15,9


________________


<1> [78, с. 10].


Вызывает крайнее недоумение нежелание многих региональных властей считаться с демографическими реалиями. Так, в Схеме территориального планирования Новосибирской области предполагается увеличение количества ее жителей, в т.ч. ряда ее городов - в 1,5-2 раза [88, с. 10]. Есть схожие планы роста и для других регионов, для городов с ныне убывающим населением в Сибири, на Урале и далее на запад (в агломерации Иркутск - Ангарск - Шелехово на 100-150 тыс. чел. в ближайшие 10 лет [159], в Екатеринбурге [213] и т.д.). Генплан Новосибирска ориентирован на рост населения города к 2050 г. с 1,4 до 1,6 миллиона жителей.


Неоправданные надежды на рост городов чреваты тяжелыми последствиями уже в ближайшем будущем. Политика городского развития в Сибири основывалась на занятии под массовую застройку, в основном, периферийных городских территорий. Сегодня территория между островными участками высокоплотной застройки занята одноэтажным, некомфортным жильем. Чересполосица типов застройки - и в непосредственной близости к центру, и ближе к окраинам. При ожидаемом уменьшении населения, уменьшении спроса на жилье - часть индивидуальных неблагоустроенных ветшающих домов потеряет своих владельцев. Этому "поможет" рост налогов на земельные участки. Содержание обширных городских территорий с приходящими в негодность домами станет дополнительной нагрузкой на городской бюджет. Площадь города останется прежней, но уменьшится плотность населения на единицу городских территорий. Ткань городской застройки фрагментируется. Вырастут удельные затраты на содержание городских транспортных, инженерных коммуникаций.


В Европе схожие проблемы <1>. Например, в Лейпциге за 10 лет с 1989 г. количество жителей уменьшилось на 100 тысяч человек, идет постарение населения. В 2000 г. в городе пустовали 63 тысячи квартир - пятая часть жилого фонда. Нет ясного ответа, что делать с ними. На поддержание пустующих квартир нужны значительные средства. Снос и замена жилья на индивидуальные дома тоже затратны, кто купит их в условиях сокращения численности городских жителей - сказать сложно. Проблема не решается даже при условии притока гастарбайтеров с Ближнего Востока. Возникла сложная проблема реновации пустующих массивов жилья, перемежающихся с заселенными кварталами. Почти 80% из числа занятых сегодня городских квартир требовали обновления и срочного ремонта [181].


________________


<1> В США и Канаде подобные процессы в значительной мере компенсируются очень высоким уровнем иммиграции из развивающихся стран.


При нехватке людей трудоспособного возраста логично стимулировать социальную мобильность и миграционную активность части горожан. Надо поощрять их переезды в новые точки роста экономики, на другие территории, и смену сфер приложения труда на современные и прибыльные. Кому продать накануне выезда свои жилье и землю, если население убывает и спрос меньше предложения? Видимо, надо наладить систему найма жилья (не в ущерб желающим владеть недвижимостью). Государственная программа содействия созданию наемного жилья могла бы дать дополнительный стимул миграционной подвижности части населения, развитию форм вахтового привлечения людей для социально-экономического развития восточных регионов России.