Экономические показатели малого бизнеса
Показатель | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Оборот малых предприятий (всего), млн руб. | 17980,3 | 21574,2 | 23076,1 |
в т.ч. по видам деятельности: | |||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 55,08 | 9,0 | 19,1 |
Рыболовство, рыбоводство | 40,0 | 19,7 | 68,4 |
Добыча полезных ископаемых | 3915,87 | 3957,5 | 4091,2 |
Обрабатывающие производства | 1651,5 | 1666,7 | 1868,7 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 55,4 | 38,0 | 93,9 |
Строительство | 924,32 | 1587,5 | 1261,6 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 8980,3 | 11910,9 | 13492,6 |
Гостиницы и рестораны | 159,4 | 182,6 | 281,4 |
Транспорт и связь | 1277,7 | 1207,5 | 965,7 |
Финансовая деятельность | 13,3 | 58,2 | 0 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 729,5 | 765,7 | 700,5 |
Образование | 26,2 | 16,4 | 14,8 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 101,8 | 116,8 | 132,7 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 49,93 | 37,7 | 85,5 |
Численность занятых на малых предприятиях | 15965 | 16197 | 15713 |
Доля продукции малых предприятий в ВРП (%) | 15,2 | 16,3 | 16,3 |
Доля занятых на малых предприятиях (% от общей численности занятых) | 20,9 | 18,2 | 17,9 |
Объем инвестиций в основной капитал (всего), млн руб. | 113,4 | 144,2 | 186,1 |
В 2007 г. в общем числе малых предприятий наибольшую долю - 35% - составляли малые предприятия торговли, в 2006 г. они же составляли 30% от общего числа, в 2005 г. - 26%. Высокий удельный вес организаций малого бизнеса в сфере торговли объясняется меньшим, чем в производственной сфере, объемом затрат и небольшим сроком окупаемости инвестиций.
Оборот розничной торговли малых предприятий в действующих ценах сложился в 2007 г. в сумме 2695,9 млн руб., что составило 28% всего оборота области. По сравнению с 2006 г. он увеличился в сопоставимых ценах на 46%.
Населению продано продовольственных товаров на 1662,8 млн руб., непродовольственных - на 1033,1 млн руб. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 62%, непродовольственных - 38% (в 2006 г. - 52% и 48%, соответственно).
Оборот предприятий общественного питания в 2007 г. достиг 222,7 млн руб., что в сопоставимых ценах на 55% превысило уровень предыдущего года. В общем объеме оборота предприятий общественного питания доля предприятий малого бизнеса составила 38%.
В 2007 г. оборот оптовой торговли малых предприятий сложился в сумме 12,7 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 9% выше уровня 2006 г.
В ряде отраслей экономики области (торговля, строительство, образование) малый бизнес является доминирующим, обеспечивая свыше 90% всей отгруженной продукции, работ услуг в областном объеме; в других отраслях (обрабатывающие производства, гостиницы и рестораны, здравоохранение) - весомым, его доля составляет более 50% в общем объеме. Доля малого бизнеса в производстве таких видов продукции, как металлопластиковые двери и окна, ювелирные изделия, изделия художественных промыслов, безалкогольные напитки, колбасные изделия, достигает 100% от обще-областного производства. Услуги в сфере туризма предоставляются только малыми предприятиями.
Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых субъектами малого предпринимательства. В Магаданской области доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта превышает среднероссийский уровень. Кроме того, значение этого показателя выше среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу и уступает по величине только Сахалинской области.
Наблюдающийся прирост производственного потенциала на малых предприятиях также является благоприятным фактором их экономического развития.
Однако, несмотря на наличие положительных тенденций развития малого предпринимательства в Магаданской области, имеют место и проблемы, тормозящие процессы создания и функционирования малого предпринимательства.
Наиболее значимыми факторами, сдерживающими во все годы развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований, являлись:
- несовершенство нормативно-правовой базы и системы налогообложения в сфере малого предпринимательства;
- неотлаженность финансово-кредитных механизмов;
- существование неоправданных административных барьеров.