Прогнозная оценка ресурсов золоторудных объектов Яно-Колымской провинции
N | Месторождения, перспективные поля | Субъект РФ | Район | Прогнозные ресурсы | |
руда, млн т | металл, т | ||||
1 | Наталкинское | Магаданская область | Тенькинский | 1923 | 2500 |
2 | Дегдеканское | Тенькинский | 307,7 | 400 | |
3 | Токичанское | Тенькинский | 80 | 200 | |
4 | Игуменовское-Родионовское | Тенькинский | 75 | 150 | |
5 | Олбот | Сусуманский | 50 | 100 | |
6 | Чумыш | Ольский | 55,5 | 150 | |
7 | Осадочный | Ольский | 50 | 150 | |
8 | Верхне-Хакчан | Сусуманский | 75 | 150 | |
9 | Павлик | Тенькинский | 33,3 | 100 | |
Итого на территории Магаданской области | 2649,5 | 3900 | |||
10 | Бадран | Республика Саха (Якутия) | 12,5 | 100 | |
11 | Дражный | 40 | 400 | ||
12 | Малый Тарын | 11,1 | 100 | ||
13 | Базовский | 30 | 150 | ||
14 | Удума | 25 | 100 | ||
Итого на территории Республики Саха (Якутия) | 118,6 | 850 | |||
Итого по провинции | 2768,1 | 4750 |
Освоение Шаманихо-Столбовского рудно-россыпного района, расположенного на территории северной части Среднеканского района Магаданской области. Основной целью проекта является проведение геологоразведочных работ с целью выявления запасов золота промышленных категорий. Ресурсный потенциал районов оценивается в 320 тонн золота.
Описываемая зона не относится к числу экономически освоенных. Несмотря на значительные запасы востребованных полезных ископаемых, их вводу препятствует отсутствие транспортной и энергетической инфраструктуры.
Рассошинский рудно-россыпной район расположен на территории северо-восточной части Среднеканского района. Основной целью данного проекта является проведение геологоразведочных работ с целью выявления запасов золота и серебра. Ресурсный потенциал района: золото - 180 т, серебро - 1700 тонн.
Эффективному освоению месторождений рудных провинций Магаданской области препятствует недостаточно развитая инфраструктура. Для обеспечения электроэнергией новых объектов необходимо строительство нескольких линий электропередач, завершение строительства автомобильной дороги Магадан - Якутск, Магадан - Билибино. С реализацией приоритетных направлений развития минерально-сырьевой базы и горнодобывающего сектора экономики Магаданской области будет востребована энергия Колымской и строящейся Усть-Среднеканской ГЭС, при этом должно быть осуществлено строительство магистральных сетей к наиболее перспективным месторождениям.
Только после решения этих задач возможна организация добычи на отдаленных объектах Шаманихо-Столбовского и Россошинского рудно-россыпных районов, Ороекской металлогенической зоны и других удаленных районов Северо-Востока области.
3.1.1.2. Россыпная золотодобыча. За годы эксплуатации горно-геологических объектов в области погашено около 90% разведанных запасов россыпного золота. По состоянию на 01.01.2008 балансовые запасы россыпного золота составляли 430 тонн. Оставшиеся в государственном резерве запасы или имеют ухудшенные геолого-промышленные параметры, или находятся в экономически не освоенных районах, и их отработка зачастую является низкорентабельной.
Тем не менее, россыпная золотодобыча, несмотря на снижение объемов, по-прежнему сохраняет социально-экономическое значение для области. На каждого занятого в градообразующей отрасли приходится, по оценкам, 10-15 занятых в смежных, инфраструктурных и обслуживающих население отраслях - поэтому занятость в золотодобыче непосредственно и резко сказывается на занятости населения в области в целом, доходах населения и доходах бюджета. Кроме того, именно россыпные месторождения позволят сохранить имеющийся уровень золотодобычи в области - следовательно, уровень доходов бюджета - до начала эксплуатации крупных рудных месторождений.
На начало 2009 г. в области имелось 659 учтенных в Статрегистре Росстата организаций, основным видом деятельности которых была названа добыча полезных ископаемых - в первую очередь, конечно, золота. В действительности занимается добычей золота лишь часть из них, причем каждый год их число сокращается. Если в 2006 г. число золотодобывающих предприятий оценивалось в "около 200" [52], то на начало 2008 г. имели лицензии на добычу россыпного золота 166 предприятий, а фактически работали 123, из них половина - на грани рентабельности. На начало 2009 г. лицензии на добычу рассыпного золота имели 128 предприятий.
Для поддержания уровня россыпной золотодобычи необходимо совершенствование правового регулирования этой отрасли, направленное на стимулирование малых предприятий и индивидуальных старателей - что требует принятия решений на федеральном уровне. Комитет экономики администрации Магаданской области предлагает следующий пакет мер [104]:
1) Внести поправки в 26 главу части второй Налогового кодекса по введению дифференцированной ставки налога на добычу прочих полезных ископаемых (золото).
На территории области есть месторождения со значительными запасами золота, не привлекательные к отработке по причине сложных горно-геологических характеристик и полным отсутствием инфраструктуры (ЛЭП, дороги и др.). Эти месторождения расположены в труднодоступных и удаленных от населенных пунктов районах, доставка ТМЦ на которые осуществляется по зимнику или авиатранспортом.
Экономическая целесообразность предоставления дифференцированной ставки по налогу на добычу оценивается с учетом суммы выпадающих доходов бюджета в связи с тем, что месторождения не отрабатываются. Льготные экономические условия, позволят привлечь недропользователей к отработке труднодоступных месторождений, что позволит увеличить объемы добычи золота в области более чем на 800 кг в год, обеспечит сохранение рабочих мест.
2) Отнести к участкам недр местного значения мелкие месторождения полезных ископаемых (по россыпному золоту с запасами до одной тонны, рудного золота с запасами до десяти тонн) и делегировать полномочия по их лицензированию на региональный уровень (издать приказ МПР).