Все рассмотренные в настоящем разделе демографические прогнозы сходятся в том, что собственного демографического потенциала Магаданской области недостаточно для решения стоящих перед ней стратегических задач, и население нужно привлекать. Выбор оптимальной демографической политики состоит в решении вопроса - как привлекать?
Вопрос касается не только Магаданской области, но и всего Крайнего Севера. В последние десятилетия в научной и практической сферах не утихают споры о степени заселенности Севера. Одни авторы утверждают, что Север катастрофически недонаселен, другие, наоборот, считают, что он перенаселен. По различным оценкам, перенаселенность составляет от 25 до 40%.
Понятно, что если Север недонаселен - то нужно привлекать сюда население и закреплять его здесь. Если же Север перенаселен - привлекать и, тем более, закреплять население здесь не нужно. Наоборот, нужно переселять избыточное население с Севера в более пригодные для жизни регионы. А Север осваивать в основном вахтовиками. Таковы варианты демографической политики в отношении Севера.
В работе [139] собраны аргументы сторонников той и другой точек зрения.
Сторонники перенаселенности Севера считают, что:
- она ведет к увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру; снижает уровень жизни населения и делает города и поселки весьма непривлекательными;
- инициирует повышенную мобильность населения и является причиной неэквивалентного миграционного обмена с другими районами, в результате которого Север теряет наиболее квалифицированные и подготовленные кадры;
- может обернуться острейшей проблемой безработицы. Вступление многих крупных месторождений в стадию падающей добычи, с одной стороны, и резкое сокращение централизованных капиталовложений - с другой, приведут к резкому снижению спроса на рабочую силу.
Напротив, сторонники недонаселенности Севера указывают, что:
- слабая заселенность северных территорий ведет к тому, что она провоцирует иммиграцию, в том числе нелегальную, в северные районы граждан других стран, более всего из южных республик СНГ, Китая, КНДР, Вьетнама. Особенно остро эта проблема стоит в Дальневосточном регионе, где в некоторых местах доля граждан, приехавших из других стран, прежде всего из Китая, достигает критического уровня с точки зрения национальной безопасности.
Позиция сторонников недонаселенности Севера представляется более обоснованной уже потому, что они оперируют аргументами геополитического уровня, тогда как сторонники перенаселенности упирают на связанные с ней трудности для региона и населения. С этим никто не спорит, но трудности, возникающие на нужной для страны территории, следует разрешать, во всяком случае, не путем ее утраты.
Ведь сокращение населения региона ниже критического минимума, достаточного для ее хозяйственного освоения и эксплуатации - как раз и означает в геополитическом смысле утрату этого региона! А если где-то в конкретном поселении возникла перенаселенность (например, вследствие истощения запасов эксплуатируемых месторождений и отсутствия достаточных разведанных запасов) - нужно переселять людей именно из этого поселения. Но отсюда еще не следует, что весь Север надо переселять на Юг. Между тем, именно аргументы сторонников перенаселенности Севера в 1990-х годах с подачи Всемирного банка претворились в государственную политику России (см. подраздел 2.2 настоящего тома).
Как сторонники переселения населения с Севера, так и сторонники закрепления его на Севере не учитывают еще один аргумент в пользу закрепления. Далеко не каждый житель умеренного пояса по своим гено- и фенотипическим характеристикам способен прижиться на Крайнем Севере (см. об этом подразделы 9.1 и 9.2 настоящего тома). Но те люди, которые уже являются постоянным населением районов Крайнего Севера - и Магаданской области в том числе - самим фактом своей жизни здесь подтверждают, что они здесь прижились.
Такие люди - золотой фонд российской геополитики, и ими ни в коем случае нельзя пренебрегать. Им необходимо создавать все условия, необходимые для полноценной жизни здесь - где они привыкли жить и работать. Но если возникла необходимость у таких людей в переезде в другой регион страны, необходимо создать для них законодательные возможности такого переезда.