Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



Рисунок 2.6. Сравнительная эффективность транспортных проектов



Транспортные проекты, будучи исключительно инфраструктурными, не являются высокодоходными для инвесторов. Тем не менее, их эффективность для Магаданской области различна. Наиболее эффективными оказываются вложения в реконструкцию Магаданского морского порта. Менее эффективными по окупаемости затрат, с чисто экономической точки зрения - в строительство железной дороги.


Однако, для решения геостратегических задач России, для обеспечения государственной безопасности страны на Дальнем Востоке, создания условий для роста численности населения на северо-востоке - формирование транспортного каркаса и в первую очередь железной дороги сегодня является необходимой и стратегически важной задачей.


Как считал инициатор строительства Сибирской железной дороги министр путей и сообщений, а затем председатель Правительства России (1903-1906 г.) С.Ю. Витте, "железные дороги являются, прежде всего - категориями политическими, затем военно-стратегическими и лишь после этого экономическими". Прошедшие после этого 100 лет полностью подтвердили это. Железнодорожный выход с Транссибирской магистрали и БАМа далее на северо-восток России - и есть то необходимое политическое решение, которое раскроет новые возможности и для хозяйственного развития региона, и для развития системы расселения в нем (см. раздел 2.4.5 настоящего тома).


Анализ эффективности проектов перспективного развития Магаданской области показывает, что регион и на обозримую перспективу сохранит сырьевую направленность. В этой ситуации инновации объективно могут способствовать вовлечению в оборот новых видов полезных ископаемых, продукция из которых будет востребована внутренним и внешним рынками, а также развитию отраслей, нетрадиционных для Магаданской области. К последним относится глубокая переработка бурых углей с получением искусственного жидкого топлива (ИЖТ).


По ряду объективных причин Магаданская область вынуждена завозить из других регионов страны весь объем потребляемого жидкого горючего, а также относительно большую часть требуемого количества твердого топлива. В условиях рыночных отношений это сдерживает экономическое развитие области, обусловливает ее зависимость от внешних поставок и не позволяет выйти из списка дотационных субъектов РФ. Принимая во внимание постоянный рост транспортных тарифов, наиболее эффективно решить топливную проблему территории можно лишь путем перехода на местные источники.


Учитывая, что большая часть дальнепривозного топлива потребляется в Примагаданской зоне и в г. Магадане, здесь таким источником реально могут служить бурые угли Примагаданской группы месторождений. Проблема решается путем комплексной переработки данных углей с получением из них синтетических газообразных, жидких и твердых облагороженных видов топлива, а также целого ряда других ценных продуктов переработки.


В составе Примагаданской группы разведано два крупных буроугольных месторождения: Ланковское и Мелководненское, которые расположены на территории Ольского района Магаданской области.


Главный и приоритетный проект освоения рудного золота Яно-Колымской провинции, безусловно, можно рассматривать как инновационный, поскольку его осуществление потребует разработки новых эффективных технологий извлечения золота, как из руд, так и из россыпей (в т.ч. по извлечению мелкого золота) и послужит стимулятором их использования в золотодобывающей промышленности не только Магаданской области, но и России в целом. Целесообразность реализации данного проекта не вызывает сомнения, он должен составить "ядро" будущей инвестиционной активности в регионе.


Помимо проектов, касающихся минерально-сырьевого комплекса, к инновационным можно отнести проекты освоения биоресурсов, объектов инфраструктуры, социальной сферы. К инновациям в области освоения и переработки биоресурсов, предлагаемых стратегическими документами, можно отнести следующее.


1. Возобновление морского зверобойного промысла и глубокой переработки получаемого сырья; проектирование и строительство специализированных судов усиленного ледового класса для добычи тюленей и рыбы, оснащенных оборудованием по первичной переработке сырья для фармакологического и косметологического производства, мехового и кожевенного производства, пищевой и технической рыбной продукции. Совмещение двух видов морского промысла - зверобойного и рыбного - позволит эксплуатировать суда круглый год.


Открывающиеся перспективы проведения в жизнь данного проекта очевидны. Создание развитой инфраструктуры, включающей в себя комплекс высокотехнологических предприятий, добывающих и поставляющих сырье из морского зверя, перерабатывающих и выпускающих конкурентоспособную продукцию, позволит увеличить поставки на внутренний и внешний рынок. За счет развития зверобойного промысла увеличится объем налоговых поступлений в бюджет области и региона. Будет решаться вопрос занятости и повышения уровня жизни населения Магаданской области и других регионов Севера Дальнего Востока.


2. Биотехнологию формирования промыслово-маточных популяций лососей. Магаданским филиалом ТИНРО разработана методика формирования искусственных популяций кеты, которую можно использовать на малых водотоках северо-охотоморского побережья. Суть ее состоит в том, что на намеченном водоеме, подходящем для рыбоводства и рыболовства, без строительства рыбоводного завода создается новый биоресурс, который затем эксплуатируется. При этом в природе не возникает низкопродуктивных смешанных стад, состоящих из рыб искусственного и естественного происхождения. Основные принципы работ основаны на рациональном сочетании заводских и внезаводских методов рыбоводства, отсюда - невысокая себестоимость использования данной технологии. Программа увеличения численности созданной популяции должна рассматриваться в долгосрочном аспекте, т.к. основные возвраты кеты от выпущенной молоди происходят на 3-й и 4-й годы после начала работ.


3. Получение биологически активных лекарственных субстанций, создание оригинальных эффективных фармацевтических препаратов и фосфолипидных вспомогательных веществ для диагностики и доставки лекарственных средств. Наиболее перспективными объектами для этого являются представители многих классов морских гидробионтов, значительные объемы запасов которых находятся в прибрежных морских акваториях Магаданской области и Камчатки: трепанг, голотурия, морские звезды, губки, кораллы, морские ежи, водоросли, брюхоногие, кальмары, медузы, каракатицы, ракообразные, многие виды рыб, двустворчатые моллюски и многие другие морские организмы.


Охотское море является одним из самых биопродуктивных в мире по развитию бентоса: оно занимает по этому показателю второе место после Азовского моря (400 г/кв. м). Больше всего бентоса на северном мелководье, в водах западного шельфа Камчатки и восточного шельфа Сахалина. По мнению известного исследователя дальневосточных морей П.Ю. Шмидта, Охотское море по своим рыбным богатствам занимает первое место не только среди наших дальневосточных морей, но и среди всех известных нам морей.