Исторические особенности освоения территории области как добывающего региона повлияли на сложившуюся структуру дорог. Большое место здесь занимают сезонные дороги, ведущие в удаленные места добычи и переработки полезных ископаемых. Проезд по ним, как правило, устраивается лишь в зимнее время. Только 25% дорог области имеет усовершенствованное покрытие.
Большинство автомобильных дорог и мостов в области построено в 50-60-х годы прошлого века и требуют срочного ремонта с целью обеспечения безопасности движения. Техническое состояние автомобильных дорог можно расценивать как критическое. Дороги с асфальтобетонным и черным покрытием составляют 13,3%, большая часть из них имеет недостаточную прочность дорожной одежды, а износ асфальтобетонного покрытия составляет 100 процентов.
Областная целевая программа "Содержание и развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Магаданской области на 2008-2010 годы" [87] предусматривает расходы в 1,707 млрд руб. до 2010 г. на содержание и ремонт дорог. В результате запланировано отремонтировать и реконструировать 179,3 км автомобильных дорог, что составляет лишь 7% от существующих дорог области.
Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" [46] (подпрограмма "Автомобильные дороги") предусматривается проведение строительных и ремонтных работ на автодороге федерального значения "Колыма" - строящаяся дорога от Якутска до Магадана", однако в большинстве лишь на участках, расположенных в Республике Саха (Якутия).
Таким образом, ясно, что запланированные мероприятия в рамках федеральных и областных целевых программ до 2015 г. существенно не решают задачи улучшения транспортной обеспеченности региона. Для формирования единой сети дорог, обеспечивающей круглогодичную связь со всеми районными центрами и зонами опережающего развития, области требуется предусмотреть более широкий круг мероприятий.
Проектными решениями предусматривается реконструкция существующих и строительство новых дорог области. Среди важнейших - начало формирования с 2010 г. автодорожного направления Северного транспортного коридора. Сюда входят следующие участки дорог:
- модернизация и строительство дороги федерального значения "Колыма" - строящаяся дорога от Якутска до Магадана" км 1187 - км 1714;
- реконструкция дороги межмуниципального значения "Герба - Омсукчан", и перевод ее в категорию федеральных автомобильных дорог;
- новое строительство дороги "Колыма - Омсукчан - Омолон - Билибино - Комсомольский - Анадырь" (Чукотский выход Северного транспортного коридора) с последующим переводом ее в категорию федеральных автомобильных дорог;
- новое строительство ответвления трассы на Камчатку (автодороги "Усть-Буюнда - Верхний Парень" - Камчатский выход Северного транспортного коридора).
Общая протяженность автодорожной части Северного транспортного коридора составит ориентировочно 1553 км. Из них новое строительство предположительно 768 км. Параметры автодорог должны быть не ниже IV категории с 2 полосами движения.
Кроме того, предусматривается завершение реконструкции дороги федерального значения "Колыма" - строящаяся дорога от Якутска до Магадана" на участке км 1714 - км 2021 с доведением ее параметров не ниже IV категории с 2 полосами движения.
Совершенствование сети региональных дорог предусматривает:
- реконструкцию автомобильной дороги межмуниципального значения "Магадан - Балаганное - Талон" общей с доведением ее параметров не ниже IV категории;