Недвижимые памятники истории и культуры подлежат охране и использованию как единое целое с территорией памятников и связанными с ними сооружениями и объектами.
Одним из важных условий выявления, сохранения, восстановления и обеспечения активного и эффективного функционирования объектов историко-культурного наследия с их территориями является установление границ территорий с особым правовым статусом и режимом содержания, ограничения хозяйственного использования, строительства всех видов.
Этот исторический потенциал должен быть использован в современных экономических процессах, так как возрождение историко-культурных ценностей имеет не только культурно-духовное значение, но и может приносить материальную прибыль при их использовании в сфере рекреации и туризма.
Собранные сведения об археологических объектах требуют проведение исследований с целью их обоснованного включения в единый государственный реестр памятников истории и культуры. В настоящее время на схеме 16 "Схема размещения памятников историко-культурного и археологического наследия" определены предварительные зоны охраны объектов культурного наследия.
С целью сохранения, изучения, обеспечения активного и эффективного функционирования объектов историко-культурного наследия предусмотрено проведение ряда основных мероприятий, в том числе - проведение работы по включению выявленных объектов в единый государственный реестр. Отправной точкой проведения мероприятий является организация историко-культурной экспертизы на территории Магаданской области.
Управлением культуры были направлены документы претендентов для аттестации в качестве экспертов историко-культурной экспертизы, которые были возвращены для устранения замечаний. В настоящее время, в связи с упразднением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и передачи ее полномочий Министерству культуры Российской Федерации, направлен запрос в Министерство культуры Российской Федерации с целью разъяснения порядка подачи документов.
Организация проведения такой экспертизы на территории области является первостепенной задачей, так как заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения о включении объектов в единый государственный реестр, определения зон охраны объектов культурного наследия, режима использования земель.
С целью проведения мероприятий в отношении выявленных объектов культурного наследия планируется:
Организовать рабочую группу в состав которой планируется включить лиц аттестованных для проведения историко-культурной экспертизы, а также для проведения следующей работы:
Мероприятие | Цель, содержание мероприятия | Период реализации до 2020 года |
1) Определение значимости выявленного объекта, обоснованности включения его в единый государственный реестр памятников истории и культуры | Принятие обоснованного решения о включении объекта в единый государственный реестр или обоснованный отказ о его включении | На протяжении всего периода |
2) Разработка и определение границ охранной зоны объекта культурного наследия | Определение границ охранной зоны в отношении объектов имеющих положительное заключение историко-культурной экспертизы | По мере выдачи положительных заключений историко-культурной экспертизы |
3) Разработка и определение режимов использования земель | Определение режимов использования земель в пределах охранных зон объектов культурного наследия | Работа проводится одновременно с определением границ охранной зоны |
4) Выявление объектов требующих проведения реставрационных работ | В ходе проведения исследований необходимо учитывать состояние объектов с целью дальнейшего планирования мероприятий | На протяжении всего периода |
Предложенный вариант для Магаданской области является наиболее оптимальным, так как проведение исследований затруднено в связи с большой удаленностью многих объектов от населенных пунктов, отсутствием транспортного сообщения, а в летнее время проведение работ осложняется лесными пожарами, затоплением отдельных территорий, наличием в отдаленных местах диких зверей.
Учитывая количество выявленных объектов и обширность территории на которой они расположены, данную работу планируется проводить ежегодно в различных районах области, в зависимости от наличия и возможностей экспертов историко-культурной экспертизы.