Структура земельного фонда Магаданской области на 01.01.2008
N п/п | Категории земель | Общая площадь, га | Доля в категории %% | Доля в фонде, %% |
1 | Земли сельскохозяйственного назначения, в том числе: | 302516 | 100,00 | 0,65 |
1.1 | Фонд перераспределения земель | 151380 | 50,04 | |
2 | Земли населенных пунктов, в том числе: | 82346 | 100,00 | 0,18 |
2.1 | Городских населенных пунктов | 68993 | 83,78 | |
2.2 | Сельских населенных пунктов | 13353 | 16,22 | |
3 | Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения | 52292 | 100,00 | 0,11 |
3.1 | Земли промышленности | 37044 | 70,84 | |
3.2 | Земли энергетики | 1103 | 2,11 | |
3.3 | Земли транспорта, в том числе: | 9336 | 17,85 | |
3.3.1 | Железнодорожного | |||
3.3.2 | Автомобильного | 8694 | 16,63 | |
3.3.3 | Морского, внутреннего водного | - | ||
3.3.4 | Воздушного | 639 | 1,22 | |
3.3.5 | Трубопроводного | 3 | - | |
3.4 | Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики | 1332 | 2,55 | |
3.5 | Земли для обеспечения космической деятельности | - | ||
3.6 | Земли обороны и безопасности | 1071 | 2,05 | |
3.7 | Земли иного специального назначения | 2406 | 4,60 | |
4 | Земли особо охраняемых территорий и объектов | 883939 | 100,00 | 1,91 |
4.1 | Земли особо охраняемых территорий, в том числе | 883939 | 100,00 | |
4.1.1 | Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов | 122 | - | |
4.2 | Земли рекреационного назначения | - | ||
4.3 | Земли историко-культурного назначения | - | ||
5 | Земли лесного фонда | 44569546 | 96,37 | |
6 | Земли водного фонда | 70426 | 0,15 | |
7 | Земли запаса | 285323 | 0,62 | |
8 | Итого земель в административных границах | 46246388 | 100,00 | |
9 | Из всех земель: земли природоохранного назначения | 2375789 | 5,14 | |
10 | Из всех земель особо ценные земли | 9 | - |
96,37% территории области занимают земли лесного фонда (схема 10), вместе с землями водного фонда (0,15%) и землями запаса (0,62%) это составляет более 97%. Собственно леса (площадь, покрытая лесом, т.е. деревьями и кустарниками) занимают чуть больше 45% территории лесного фонда, а 37% ее составляют нелесные земли. Лишь очень небольшая доля земель лесного фонда хоть как-то используется.
В состав земель сельскохозяйственного назначения (схема 14) - 302,5 тыс. га или 0,65% - включена лишь небольшая часть земель, по почвенно-климатическим условиям пригодных для сельскохозяйственного производства: таковых в области 8,7 млн га <1>. Но и из сельскохозяйственных земель половина включена в фонд перераспределения - т.е. ждет землепользователей. Оленьи пастбища, показанные на схеме, не входят в состав земель сельскохозяйственного назначения - они включены в состав лесного фонда.
________________
<1> См. том I, раздел 5.5.
Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения занимают всего 0,11% земельного фонда, земли населенных пунктов чуть больше - 0,18% При этом большая часть территории населенных пунктов для градостроительных целей не используется.
5,14% территории занимают земли природоохранного назначения (схема 10). Кроме особо охраняемых природных территорий, сюда входят охранные зоны заповедника и заказников, а также водоохранные зоны вдоль рек и по периметру озер - в том числе нерестоохранные. В это число не входят земли охранных зон не природоохранного, а иного назначения, в том числе защитные полосы вдоль дорог и электролиний.
Важно отметить, чего нет в современной структуре земельного фонда Магаданской области.
В ней нет, прежде всего, земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.
Несмотря на свою малочисленность, коренные народы нуждаются в больших земельных площадях тайги и тундры именно по причине традиционного их использования. Как показано в разделе 9.10 настоящего тома, сохранение традиционного образа жизни, традиционного питания и, следовательно, традиционного природопользования является для коренных народов Севера вопросом их выживания не только в этническом, но и в прямом медицинском смысле.
В настоящей работе предлагается выделить необходимые коренным народам для традиционного природопользования территории (см. схему 13) в охраняемую категорию с особым режимом использования. Без юридического закрепления мест сложившегося проживания и природопользования КМНС, эти земли являются общедоступными, а конкурировать с современными капиталистическими формами природопользования коренные народы не могут.
Выше в этом разделе показано, что действующее законодательство (Земельный, Лесной и Водный кодексы) предоставляет региональным органам власти право выделять территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в особую категорию и устанавливать правовой режим их использования. Недавно утвержденная "Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", делает эту норму обязательной (см. раздел 9.10 настоящего тома). Необходимо в рамках мероприятий по реализации Схемы территориального развития и данной "Концепции" закрепить эти территории законом субъекта Федерации (Магаданской области).
Особо следует сказать об оленьих пастбищах. Северное оленеводство важно не только для самих оленеводов как традиционная форма природопользования - оно важно для всего населения Магаданской области как источник диетического мяса, значение которого далеко не ограничивается содержащимися в нем белками и жирами, как поставщик уникальных лекарственных оленьих рогов (пантов), как важный элемент Северной биосферы.
Между тем, общедоступность оленьих пастбищ способствует их уничтожению - от пожаров, использования гусеничного транспорта и пр. В условиях Крайнего Севера восстановление нарушенного почвенного слоя и растительности занимает несколько десятилетий. В настоящее время только низкая плотность населения области в определенной мере защищает оленьи пастбища от уничтожения. Поэтому необходимо установить для оленьих пастбищ особый правовой режим использования.