Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



Таблица 13.1



Структура земельного фонда Магаданской области на 01.01.2008

N п/п

Категории земель

Общая площадь, га

Доля в категории %%

Доля в фонде, %%

1

Земли сельскохозяйственного назначения, в том числе:

302516

100,00

0,65

1.1

Фонд перераспределения земель

151380

50,04

2

Земли населенных пунктов, в том числе:

82346

100,00

0,18

2.1

Городских населенных пунктов

68993

83,78

2.2

Сельских населенных пунктов

13353

16,22

3

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

52292

100,00

0,11

3.1

Земли промышленности

37044

70,84

3.2

Земли энергетики

1103

2,11

3.3

Земли транспорта, в том числе:

9336

17,85

3.3.1

Железнодорожного

3.3.2

Автомобильного

8694

16,63

3.3.3

Морского, внутреннего водного

-

3.3.4

Воздушного

639

1,22

3.3.5

Трубопроводного

3

-

3.4

Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики

1332

2,55

3.5

Земли для обеспечения космической деятельности

-

3.6

Земли обороны и безопасности

1071

2,05

3.7

Земли иного специального назначения

2406

4,60

4

Земли особо охраняемых территорий и объектов

883939

100,00

1,91

4.1

Земли особо охраняемых территорий, в том числе

883939

100,00

4.1.1

Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов

122

-

4.2

Земли рекреационного назначения

-

4.3

Земли историко-культурного назначения

-

5

Земли лесного фонда

44569546

96,37

6

Земли водного фонда

70426

0,15

7

Земли запаса

285323

0,62

8

Итого земель в административных границах

46246388

100,00

9

Из всех земель: земли природоохранного назначения

2375789

5,14

10

Из всех земель особо ценные земли

9

-


96,37% территории области занимают земли лесного фонда (схема 10), вместе с землями водного фонда (0,15%) и землями запаса (0,62%) это составляет более 97%. Собственно леса (площадь, покрытая лесом, т.е. деревьями и кустарниками) занимают чуть больше 45% территории лесного фонда, а 37% ее составляют нелесные земли. Лишь очень небольшая доля земель лесного фонда хоть как-то используется.


В состав земель сельскохозяйственного назначения (схема 14) - 302,5 тыс. га или 0,65% - включена лишь небольшая часть земель, по почвенно-климатическим условиям пригодных для сельскохозяйственного производства: таковых в области 8,7 млн га <1>. Но и из сельскохозяйственных земель половина включена в фонд перераспределения - т.е. ждет землепользователей. Оленьи пастбища, показанные на схеме, не входят в состав земель сельскохозяйственного назначения - они включены в состав лесного фонда.


________________


<1> См. том I, раздел 5.5.


Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения занимают всего 0,11% земельного фонда, земли населенных пунктов чуть больше - 0,18% При этом большая часть территории населенных пунктов для градостроительных целей не используется.


5,14% территории занимают земли природоохранного назначения (схема 10). Кроме особо охраняемых природных территорий, сюда входят охранные зоны заповедника и заказников, а также водоохранные зоны вдоль рек и по периметру озер - в том числе нерестоохранные. В это число не входят земли охранных зон не природоохранного, а иного назначения, в том числе защитные полосы вдоль дорог и электролиний.


Важно отметить, чего нет в современной структуре земельного фонда Магаданской области.


В ней нет, прежде всего, земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.


Несмотря на свою малочисленность, коренные народы нуждаются в больших земельных площадях тайги и тундры именно по причине традиционного их использования. Как показано в разделе 9.10 настоящего тома, сохранение традиционного образа жизни, традиционного питания и, следовательно, традиционного природопользования является для коренных народов Севера вопросом их выживания не только в этническом, но и в прямом медицинском смысле.


В настоящей работе предлагается выделить необходимые коренным народам для традиционного природопользования территории (см. схему 13) в охраняемую категорию с особым режимом использования. Без юридического закрепления мест сложившегося проживания и природопользования КМНС, эти земли являются общедоступными, а конкурировать с современными капиталистическими формами природопользования коренные народы не могут.


Выше в этом разделе показано, что действующее законодательство (Земельный, Лесной и Водный кодексы) предоставляет региональным органам власти право выделять территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в особую категорию и устанавливать правовой режим их использования. Недавно утвержденная "Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", делает эту норму обязательной (см. раздел 9.10 настоящего тома). Необходимо в рамках мероприятий по реализации Схемы территориального развития и данной "Концепции" закрепить эти территории законом субъекта Федерации (Магаданской области).


Особо следует сказать об оленьих пастбищах. Северное оленеводство важно не только для самих оленеводов как традиционная форма природопользования - оно важно для всего населения Магаданской области как источник диетического мяса, значение которого далеко не ограничивается содержащимися в нем белками и жирами, как поставщик уникальных лекарственных оленьих рогов (пантов), как важный элемент Северной биосферы.


Между тем, общедоступность оленьих пастбищ способствует их уничтожению - от пожаров, использования гусеничного транспорта и пр. В условиях Крайнего Севера восстановление нарушенного почвенного слоя и растительности занимает несколько десятилетий. В настоящее время только низкая плотность населения области в определенной мере защищает оленьи пастбища от уничтожения. Поэтому необходимо установить для оленьих пастбищ особый правовой режим использования.