Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



14.4. Перспективы развития


В течение всего периода освоения минерально-сырьевых ресурсов Магаданской области основой была добыча россыпного золота. Россыпная золотодобыча не требует больших объемов грузоперевозок, энергоснабжения в промышленных масштабах, и вообще может вестись старательскими методами.


Сегодня ясно, что дальнейшее развитие горнодобывающих отраслей Магаданской области связано с освоением рудных месторождений - как золота, так и других металлов. В сентябре 2008 и в феврале 2009 года в Магаданской области были проведены совещания Правительства Российской Федерации. Последнее было посвящено, прежде всего, реализации крупных инвестиционных проектов: по освоению богатейшего в мире Наталкинского месторождения рудного золота и строительству Усть-Среднеканской ГЭС. Начало промышленной добычи драгоценного материала на Наталкинском месторождении намечено на 2013 год. К этому сроку должна вступить в строй первая очередь Усть-Среднеканской ГЭС, обеспечивающая энергоносителями рудник. Первое золото, около 100 кг, здесь планируется получить уже в 2009 году.


Основной инвестор - ЗАО "Полюс-золото", намерен вложить в освоение Наталкинского месторождения и выгодные современные инновационные технологии добычи и извлечения золота из руды, с применением на руднике им. Матросова, более 60 млрд руб.


Характеризуя освоение Наталкинского месторождения в целом, члены Правительственной делегации выразили общее мнение, что "Это определяющий инновационный проект для территории. С одной стороны, он предлагает современные технологии извлечения золота и воспроизводства минерально-сырьевой базы, с другой - решает проблему занятости населения, что особенно важно в условиях кризиса. У нас есть определенные обязательства перед регионом. В первую очередь они связаны и с занятостью населения, и со снижением миграционных потоков, и повышением уровня жизни населения. Подобные проекты способствуют решению всех этих задач" [140].


Значимость этого проекта для области трудно переоценить. При его успешном осуществлении ежегодная добыча золота только на этом предприятии составит 40-45 т в год. Это позволит дополнительно обеспечить годовой вклад в ВРП области до 14 млрд рублей, ежегодные платежи в бюджеты всех уровней более 4 млрд рублей, создать дополнительно порядка 2 тыс. рабочих мест, более чем в два раза снизить размеры финансовой помощи консолидированному бюджету области из федерального бюджета.


Еще более важен этот проект для России. Вплоть до начавшегося глобального кризиса интерес к золоту как к валютному резерву у государств ослаб. Но кризис расставляет все по своим местам. Доллар теряет статус мировой валюты. Золото снова обнаружит все свое уникальное свойство: быть единственной в мире по настоящему твердой валютой. Когда ситуация стабилизируется, курс каждой национальной валюты будет определяться двумя факторами: внутренним спросом и золотым запасом.


Дальнейшее освоение природных ресурсов Магаданской области невозможно без создания надежной транспортной и энергетической инфраструктуры. Формирование транспортного каркаса обеспечит не только внутрирегиональные задачи, но и свяжет Магаданскую область с территориями соседних субъектов Дальневосточного федерального округа, регионами всей страны. Создаст предпосылки для роста населения Магаданской области.


Если при этом еще учесть геополитическую значимость территории для обеспечения безопасности страны, то не возникнет никаких сомнений, что Магаданская область становится для государства регионом первостепенной важности. Развитие Магаданской области - оптимальный способ решения целого ряда стратегических задач России.


Первые лица государства это понимают. Подводя итоги совещания в Хасыне 24.09.2009, президент Д.А. Медведев сказал:


"Считаю, что проблема трудовых ресурсов, проблема демографии в целом очень сложная, просто для нас она сейчас критическая в этих регионах.


Смотрите, мы сейчас говорим о том, как придать ускорение всем этим проектам, ищем налоговые схемы, пытаемся активизировать деятельность ведомств, бизнеса. Но мы понимаем: если начнется какой-то более или менее внятный рост, допустим, мы сделаем железнодорожную ветку, еще что-то - кто работать-то будет? Здесь 170 тысяч человек - они не справятся с этим. Не знаю, сколько еще нужно, но, наверное, еще тысяч сто, не меньше, чтобы эти крупные задачи решать. Уже не говорю про возвращение к цифрам советского периода. Тоже отдельная тема, которая требует самого внимательного анализа.


Чем хотел бы закончить. Знаете, сегодня мы были в краеведческом музее - там есть известная экспозиция, посвященная трагической странице истории нашей страны, непосредственно связанной с развитием Магаданской области. Мы понимаем, что весь экономический потенциал, который здесь есть, создан потом и кровью миллионов наших соотечественников. Да, в определенной исторической ситуации, очень тяжелый период. Тем более мы не имеем права растратить то, что досталось такой ценой.


Мы должны заниматься проблемами Дальнего Востока, в данном случае Магаданской области, в ежедневном режиме для того, чтобы найти решения, которые позволят сохранить потенциал края, увеличить его, найти новые трудовые ресурсы, в конечном счете, просто показать, что и в этих достаточно сложных условиях мы способны создавать современную жизнь" [208].


Настоящий проект "Обновление Схемы территориального планирования Магаданской области" исходит из стратегии ее перспективного развития, действующих на ее территории федеральных и региональных целевых программ и основывается на принципиальной позиции, сформулированной президентом Д.А. Медведевым. Проектом предусматривается (полный перечень мероприятий представлен в томе III):