Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



3.1.5. Развитие добычи угля


Балансовые запасы углей категорий А + В + С1 + С2 в Магаданской области по состоянию на 01.01.2008 подсчитаны в количестве 2004,666 млн т, или 11,2% от общероссийских запасов, в т.ч. разведанные запасы категорий А + В + С1 составляют 579,242 млн т, из которых на бурый уголь приходится 375,384 млн т, на каменный - 175,756 млн т и на антрациты - 28,102 млн т (схема 6). По марочному составу среди каменных углей преобладает марка "Д" (99,8%).


Местной топливной базой Магаданской области в настоящее время является Верхне-Аркагалинское каменноугольное месторождение. Его балансовые запасы категорий А + В + С1 + С2 достигают почти 157,482 млн т угля. Продуктивный горизонт толщиной до 30 м содержит до шести угольных пластов, три из которых имеют промышленные параметры. Добыча в настоящее время ведется преимущественно карьерным способом.


Однако аркагалинский уголь потребляется лишь на Аркагалинской ГРЭС, а также как котельно-печное топливо в окружающих поселениях. Основной потребитель угля - Магаданская ТЭЦ - использует главным образом привозной (кузнецкий) уголь, в цене которого транспортные затраты достигают 75%. Кроме того, в области отсутствует производство моторного топлива, и весь потребляемый объем его приходится завозить - с аналогичным удорожанием. Высокая стоимость привозного топлива оказывает сильное негативное воздействие на все отрасли экономики и на инвестиционную привлекательность региона.


Поэтому проект освоения Мелководненского и Ланковского буроугольных месторождений с целью глубокой переработки углей (получение газа, нефтепродуктов топливных брикетов) представляется первоочередным как обеспечение всего перспективного развития региона.


Разведанные запасы для открытой добычи на Мелководнинском месторождении составляют по категориям А + В + С1 159,9 млн т и С2 - 345 млн т, на Ланковском месторождении - 136,7 млн т по категориям А + В + С1 и 828,4 по категории С2. Оба месторождения расположены на побережье Охотского моря вблизи от г. Магадан, который станет основным потребителем продуктов переработки и логистическим узлом для их распределения по территории области. Ольский район, на территории которого расположены Мелководненское и Ланковское месторождения бурых углей, относится к муниципальным образованиям области с самым высоким уровнем безработицы.


Для реализации проекта необходимо создание транспортной и энергетической инфраструктуры. Энергетические мощности Магаданской области позволяют обеспечить создаваемую промышленную зону необходимым количеством электроэнергии при вводе в эксплуатацию Усть-Среднеканской ГЭС и строительстве необходимых ЛЭП.


Прорабатывается вопрос о целесообразности строительства линии трубопровода для транспортировки сырья от места добычи к месту переработки, где планируется создание предприятий по глубокой переработке бурых углей месторождений с получением широкого спектра продукции (от угольных брикетов до моторного топлива, синтез-газа, гуматов и т.п.).


По предварительным расчетам, для обеспечения большей части существующих потребностей Магаданской области в различных видах топлива требуется:


- перевод Магаданской ТЭЦ на энергетический газ - 230 млн куб. м/год;


- снабжение поселков Ольского и Хасынского районов облагороженным брикетным топливом - 100 тыс. т/год;


- обеспечение потребителей области синтетическим жидким топливом - 800 тыс. т/год.


По технологии комплексной переработки потребуется обеспечить уровень добычи угля на месторождениях в 2,7 млн т/год. Общий ресурсный потенциал месторождений в состоянии обеспечить его на протяжении девяти столетий.


В результате реализации предлагаемого проекта существенно уменьшится зависимость потребителей области от завоза твердого и жидкого топлива, возрастут налоговые поступления во все уровни бюджетов, в случае поставок продукции углеперерабатывающих предприятий в страны АТР увеличатся грузопотоки на морских путях ДВФО.


Реализация проекта позволит увеличить ВРП области в 1,2 раза, налоговые поступления - в 1,5 раза. Доходы областного бюджета возрастут на 25%.