Анализ программных документов регионального развития, выработанных на федеральном уровне и имеющих то или иное касательство к Магаданской области, важен потому, что каждый из таких документов представляет собой определенный сценарий развития. Анализ его содержания и хода реализации позволяет понять, на основании каких соображений именно этот сценарий был признан оптимальным.
Ярким примером может служить ход реализации Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" [40], утвержденной в 1996 году. Анализ показал, что такие масштабные программы, в которые механически включены задания по развитию производственного потенциала в разрезе важнейших отраслей макрорегиона и отдельных субъектов Федерации, без наличия, с одной стороны, необходимых финансовых ресурсов для их выполнения, с другой - работающих механизмов реализации программных мероприятий, - не имеют шансов на успех.
Характерно, что участник разработки ФЦП "Дальний Восток и Забайкалье" - коллектив Института экономических исследований ДВО РАН - дает весьма жесткую критику ходу ее реализации. В монографии [199, стр. 87-88] отмечено: "Повторяющаяся с начала 80-х годов во всех планово-программных документах, касающихся Дальнего Востока и Забайкалья, задача интеграции с экономиками стран АТР и СВА к настоящему времени хоть и стала более предметной по постановке и конкретной по структуре, но по-прежнему далека от реализации. Регион по-прежнему не является сколько-нибудь заметной органической частью североазиатской субэкономики". В книге приведены примеры катастрофического невыполнения программных мероприятий по основным стратегическим направлениям.
Это особенно заметно в долгосрочной динамике. Выполнение инвестиционных заданий программ развития Дальнего Востока и Забайкалья характеризовалось следующими показателями:
- Постановление ВЦИК и ЦК ВКП(б) 1930 г. - 130% (!),
- Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1967 г. - 80%,
- Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1972 г. - 65%,
- Государственная целевая программа на 1986-2000 гг. (1987 г.) - 30%,
- "Президентская программа" на 1996-2005 гг. (1996 г.) - 10% (!).
К сожалению, не слишком изменилось отношение к Магаданской области и в более свежих программных документах, разрабатываемых на межрегиональном и федеральном уровне. В Концепции "Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г." [54], подготовленной в Минрегионе в 2007 г., в разделе "Приоритетные программы и проекты развития Дальнего Востока и Байкальского региона на долгосрочную перспективу", дан перечень основных перспективных программ и проектов, реализуемых на территории дальневосточных субъектов Федерации. В этом перечне Магаданская область вообще отсутствует.
В лучшую сторону отличается проект "Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона (Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край) до 2025 года" [56], подготовленный в Министерстве регионального развития РФ в 2008 г. Здесь, в разделе 4.2 "Локализация приоритетных направлений развития в зонах опережающего экономического роста", приведены прогнозные направления развития Магаданской шельфовой и Колымской горнодобывающей зон.
Однако, в других разделах данной Стратегии Магаданская область практически не представлена. Нет прогнозных данных по региону и в разделе 5 "Прогнозные показатели и целевые индикаторы развития", где содержится прогноз только по макрорегиону в целом.
Причина такого отношения федерального центра к проблемам Сибири, Севера и Востока страны в целом и Магаданской области в частности имеет исторические и внешние корни. Россия долгие годы подвергалась массированной пропаганде - в западных научных изданиях и в средствах массовой информации - тезиса об ошибочности курса по ускоренному развитию Сибири и Дальнего Востока. Это выражалось в конкретных рекомендациях по свертыванию производства на Севере и на Дальнем Востоке и к переселению людей с этих территорий в районы, более пригодные для проживания.
На средства Всемирного банка был реализован проект по реструктуризации экономики российского Севера. Проект по замыслу должен был быть больше, чем просто "схема содействия миграции" [232]. Главная проблема, по мнению авторов проекта, заключалась в том, что "Север - это случай неполного перехода" (к рыночной экономике).