В работах, обосновывающих возможности и направления развития восточных территорий страны, отмечаются следующие проблемы общего характера [205]:
1) Высокая капиталоемкость производства и повышенные текущие затраты, высокая стоимость жизни из-за суровых природно-климатических условий.
2) Крайне низкая доля в ВВП высокотехнологичных отраслей с высокой долей наукоемкой продукции - менее 1%. Сокращение доли восточных регионов страны в общероссийских инвестициях в основной капитал.
3) Зависимость экономики от торговли добываемым природным сырьем.
4) Значительные потери темпов и объемов производства в период системного кризиса с конца 1980-х до начала 2000-х гг.
5) Рост региональных диспропорций в социально-экономическом уровне развития.
6) Чрезмерная ориентация экономики восточных регионов на внешние по отношению к ним рынки.
7) Финансовые проблемы.
8) Осложнение демографической ситуации, миграционный отток населения, обезлюжение территорий с сокращением сети городов и сельских поселений.
9) Слабые экономические и пространственные межрегиональные связи, большие транспортные издержки.
10) Чем выше инвестиционный риск, регулярно рассчитываемый по всем субъектам РФ, тем меньше условий для инвестирования в данном регионе. Общий вывод из этих рейтингов: инвестиционный климат ухудшается от запада к востоку страны; в большинстве восточных регионов есть серьезные барьеры для потенциальных инвесторов. Мировая практика показывает, что депрессивные регионы с низким экономическим потенциалом и слабой инвестиционной привлекательностью не имеют шансов самостоятельно включиться в систему мирохозяйственных связей.
11) Проблемность преодоления сложившихся инерционных тенденций в экономике.
12) Переизбыток инвестиционных проектов в регионах и стране в целом.
Наиболее значимыми из завершенных стратегических проектов развития восточных районов России считаются 6 проектов: сооружение Транссиба, освоение Северного морского пути, создание Западно-сибирского нефтегазового комплекса, Строительство Ангаро-Енисейского каскада ГЭС, строительство Байкало-Амурской магистрали, создание Сибирских отделений трех академий - РАН, РАМН, РАСХН. Это были проекты глобального масштаба, вслед за которыми развивались другие проекты.