Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



Таблица 8.3



Характеристика зон опережающего развития Магаданской области

Зона опережающего развития

Основные проекты

Объем финансирования

Планируемая динамика показателей

Западная зона

Освоение Яно-Колымской золоторудной провинции

До 2020 г.: геологоразведочные работы из федерального бюджета - 1,8-1,9 млрд рублей, за счет собственных средств недропользователей - 9.0-10.0 млрд рублей; объем капитальных вложений недропользователей (частные инвестиции) в строительство горно-обогатительных комбинатов - 190 млрд рублей; строительство ЛЭП - из федерального бюджета 9 млрд руб.; реконструкция и строительство автомобильных дорог - федеральный бюджет - 11.34 млрд руб., областной бюджет - 1.26 млрд руб.

Увеличение уровня годовой добычи золота из рудных месторождений к 2017 г. по Магаданской области до 80-90 т;

увеличение стоимости извлекаемого золота по Магаданской области в 4,5 раза; увеличение доходов недропользователей по Магаданской области в 4,3 раза; среднегодовые налоговые доходы государства 10 млрд рублей; создание новых рабочих мест для 10 тыс. чел.; то же с учетом обслуживающих отраслей - 50-60 тыс. чел.; увеличение среднемесячной заработной платы до 26-30 тыс. рублей.

Годовой вклад в ВРП до 34,5 млрд рублей

Строительство цементного завода

Общий объем инвестиций в строительство цементного завода мощностью 50 тыс. тонн цемента, включая транспортную инфраструктуру и электроснабжение - 1500 млн руб. в том числе 370 млн руб. федеральный бюджет, 1130 млн руб. средства инвесторов

Годовой объем производства цемента 50,0 тыс. тонн, что закроет потребности строящихся в зоне объектов. Возможно производство строительных смесей.. Расширение объемов производства возможно в случае экспорта строительных смесей в субъекты ДФО (в связи с истощением Спасского месторождения планируется увеличение спроса)

Реконструкция курорта "Талая"

Около 950 млн рублей. Из средств федерального бюджета на эти цели предполагается поэтапное выделение 700 млн рублей за период 2009-2014 гг.

Из средств областного бюджета в порядке софинансирование, предполагается выделение средств на реконструкцию санатория в размере 250 - 300 млн рублей

1. Увеличение числа мест санатория с 200 до 500, что даст возможность оздоравливать с 3878 до 7000 человек в год.

2. Снижение заболеваемости населения: органов дыхания; системы кровообращения; опорно-двигательного аппарата; нервной системы; желудочно-кишечного тракта; заболеваниями кожи; хроническими воспалительными; заболеваниями женских половых органов, бесплодия.

3. Увеличение численности лиц льготных категорий согласно ФЗ N 122, получающих реабилитационное лечение до 500 человек в год.

4. Расширение возможностей санаторно-курортного лечения подрастающего поколения на 57%.

5. Применение природных лечебных факторов и технологий восстановительной.

6. Стабилизация численности населения в выделяемой курортной зоне.

7. Формирование и сохранения здоровья и профессионального долголетия, улучшения качества жизни хронических больных и инвалидов путем применения реабилитационных технологий для реализации имеющего потенциала здоровья

Организация таможенного поста на границе с Республикой Саха (Якутия) в п. Делянкир при условии расширения ОЭЗ на всю территорию Магаданской области

Требуется 100 млн рублей из федерального бюджета

Не прогнозируются

Северная зона

Завершение строительства Усть-Среднеканской ГЭС

В планах строительство и ввод Усть-Среднеканской ГЭС в намеченные сроки, двух агрегатов станции в 2012 году и полного завершения в 2017 году.

Источники финансирования - федеральный бюджет, средства ОАО РАО "ЕЭС России"

Предполагаемый ввод в эксплуатацию рудника им. Матросова (Наталкинское золоторудное месторождение) в 2012 году. Источником генерации будет являться пусковой комплекс Усть-Среднеканской ГЭС.

С реализацией приоритетных направлений развития минерально-сырьевой базы и горнодобывающего сектора экономики Магаданской области должно быть осуществлено строительство магистральных сетей к наиболее перспективным месторождениям

Освоение Шаманихо-Столбовского рудно-россыпного района и Ороекской металлогенической зоны

До 2020 года: геологоразведочные работы из федерального бюджета - 1,8-1,9 млрд рублей, за счет собственных средств недропользователей - 9,0-10,0 млрд рублей; объем капитальных вложений недропользователей (частные инвестиции) в строительство горно-обогатительных комбинатов - 190 млрд рублей; строительство автомобильной дороги IV категории "Сеймчан - Глухариное" ориентировочная стоимость проекта 16 млрд руб. в т.ч. средства федерального бюджета 14,4 млрд руб., средства областного бюджета 1,6 млрд руб., строительство высоковольтных линий электропередач от Усть-Среднеканской ГЭС, протяженностью 250 км, напряжением 220 кВ и ВЛ 110 кВ "Ороек - Глухариное", протяженностью 120 км Общая стоимость проекта энергообеспечения этих перспективных площадей и вводимого в эксплуатацию Ороекского медеплавильного завода - 4,8 млрд руб. Источник финансирования федеральный бюджет

Освоение данных районов позволит: ежегодно добывать 5,5 тонн золота, 580 тонн серебра, 70 тыс. тонн меди, 70 тыс. цинка, что обеспечит:

- годовой вклад в ВРП 54,9 млрд руб.

- ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней порядка 14,7 млрд руб.;

- создание 3 тысяч рабочих мест

Строительство Ороекского медеплавильного завода

Будет определен по результатам проектирования строительства ОМЗ

Планируемый уровень производства меди до 160 тыс. т в год. Ввод завода в эксплуатацию возможен примерно в 2021 г.

Восточная зона

Освоение Омолонского рудного района, Эвенского рудного узла, Россошинского рудно-рассыпного района

До 2030 года: из федерального бюджета - 1,8-1,9 млрд рублей, за счет собственных средств недропользователей - 9,0-10,0 млрд рублей; объем капитальных вложений недропользователей (частные инвестиции) в строительство горно-обогатительных комбинатов - 190 млрд рублей; строительство ТЭЦ, подстанций, ЛЭП - средства федерального бюджета - 21 млрд руб.; строительство региональной дороги федеральный бюджет - -23,4 млрд руб. средства областного бюджета - 2,6 млрд руб.; строительство железной дороги "Якутск - Магадан" - федеральный бюджет - 156.0 млрд руб.

Обеспечить годовой вклад в ВРП 9,6 млрд руб., ежегодные налоговые поступления в бюджеты всех уровней порядка 1,0 млрд руб. Обеспечить рабочими местами более 2,5 тыс. граждан

Строительство Южно-Омолонского металлургического комбината

Будет определен по результатам проектирования строительства комбината

На строительстве будет занято 500 человек. После ввода в эксплуатацию завода - 1000 рабочих мест. Предполагаемый объем производства - 4,5 млн тонн железа в год. Вклад в ВРП - 1,7 млрд рублей в год. Налоговые поступления в бюджеты всех уровней - 117 млн рублей

Организация таможенного поста на границе с Чукотским АО при условии расширения особой экономической зоны на всю территорию Магаданской области

Требуется 100 млн рублей из федерального бюджета

Не прогнозируются

Южная зона

Поиск, разведка и освоение месторождений нефти и газа Примагаданского шельфа Охотского моря

Общий объем финансовых средств, необходимых на реализацию проекта составляет 1500 млрд рублей с разбивкой на 2009-2023 гг. Окончательный объем финансирования с детализацией направлений (статей) расходов возможно определить после утверждения разведанных запасов и технико-экономического обоснования реализации указанных проектов

ВРП - увеличение в 1.5-1.75 раза.

Доля чистых налогов (разница между уплаченными территорией налогами и полученными субсидиями на производимые продукты, данный показатель характеризует отношения региона с бюджетами разных уровней) - увеличение в 15 раз.

Грузооборот - увеличится в 15-20 раз.

Доходы областного бюджета - возрастут на 250%.

Реальные денежные доходы населения - возрастут в 2.5-3 раза

Освоение Мелководнинского и Ланковского буроугольных месторождений

14650 млн рублей с разбивкой на 2009-2015 гг.

ВРП - увеличение в 1.2 раза.

Увеличение налоговых поступлений - в 1,5 раза.

Доходы областного бюджета - возрастут на 25%

Реальные денежные доходы населения - возрастут на 10%

Магаданская зона

Реконструкция действующего Аэропорта Магадан

Ранее направлено из федерального бюджета на реконструкцию взлетно-посадочной полосы - 282 221,03 тыс. рублей.

Необходимо: из федерального бюджета: 1,8 млрд руб. в период 2009-2010 гг. 2. 6,36 млрд руб. в период 2011-2020 гг.

Увеличение объемов отправки пассажиров, почты и грузов зависят от прогнозируемой численности населения области. И на долгосрочную перспективу не планировались. По данным ФГУП "Аэропорт Магадан" объемные показатели в ближайшие 3 года (2010 год к 2007 году) увеличатся следующим образом: обеспечение самолетовылетов - на 4,5%, отправки: пассажиров - на 4,1%, почты - на 4,1%, грузов - на 4%, прибытие: пассажиров - на 4%, почты - на 4,3%, грузов - на 4%

Реконструкция Магаданского морского торгового порта

Ранее направлено из федерального бюджета 1000 млн руб.

Необходимо: частная инициатива - 100 млн руб. Федеральный бюджет 1057 млн руб. реконструкция гидротехнических сооружений

Реконструкция построенных еще в 1950 годах причалов Магаданского морского торгового порта в течение 2008-2015 годов позволит обеспечить увеличение грузопеработки не менее чем в 2-2,5 раза

Организация пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации

Необходимо 51,8 млн руб.

Не прогнозируются

Организация таможенного поста в Магаданском морском торговом порту

Требуется 50 млн рублей из федерального бюджета

Не прогнозируются


Представляется целесообразным включить в состав Северной зоны п. Сеймчан, в связи с наличием в поселке необходимой инфраструктуры, транспортных и сетевых коммуникаций, аэродрома Сеймчан. Основанием для включения поселка в границы Северной зоны опережающего развития является планируемое строительство дороги "Сеймчан - Глухариное" протяженностью 370 км и стоимостью 26 млрд, а также наличие здесь базы речного флота Ленского объединенного пароходства. Для этой зоны также характерны ресурсы строительных материалов.


Не последнюю роль в свете строительства дороги может сыграть и освоение медно-молибден-порфировых (Невидимка, Опыт), а также и олово-полиметалльных месторождений Лазовского узла.


Восточная зона включает Рассошинский, Омолонский и Эвенский рудно-россыпные районы, где также имеются большие запасы золота, серебра, меди, молибдена, свинца, цинка, есть уран и коксующиеся угли. Специфика ее в том, что эта зона расположена в экономически неосвоенной части области. Для обеспечения транспортной доступности к важнейшим месторождениям полезных ископаемых, расположенным в этой зоне, в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" предлагается с 2010 года начать строительство автомобильной дороги Колыма - Омсукчан - Омолон - Билибино - Комсомольский - Анадырь. Ее протяженность по территории Магаданской области составит 440 км и дополнительно отходящие от нее территориальные дороги к конкретным объектам. Включение этого проекта в Федеральную программу развития транспорта как "Северного автотранспортного коридора" будет способствовать не только созданию целостного экономического пространства, объединению ряда дальневосточных территорий и Восточной Сибири, но и (далеко не в последнюю очередь) освоению месторождений, расположенных в Восточной зоне. Это позволит, начиная с 2015 года, ежегодно добывать здесь 16,7 тонны золота, 475 тонн серебра, а с 2020 года еще 142 тыс. тонн меди, 8,5 млн тонн железа и попутно 4,5 тыс. тонн цинка, а также молибденовый концентрат. Самыми значительными являются запасы железа, которые в силу своего высокого качества, послужат базой для строительства Южно-Омолонского металлургического комбината.


Магаданская и Южная зоны, в состав которых входят Мелководненское и Ланковское месторождения бурых углей и участки Примагаданского шельфа Магадан-1, -2, -3 и -4, территориально совпадают, но имеют разные характеристики.


Южная зона расположена южнее границы 12-мильной зоны в створах мыса Сюркум на востоке и Ямских островов на западе. В официальных документах эта часть Охотского моря получила название Примагаданский шельф. Прогнозные ресурсы углеводородного сырья, расположенного в Южной зоне, составляют 5 млрд тонн углеводородов. Благоприятным условием реализации проекта по освоению Примагаданского шельфа является близкое расположение к областному центру и единственному глубоководному порту на акватории Охотского моря. Здесь имеется практически вся необходимая транспортная инфраструктура. В непосредственной близости расположены морской торговый порт, аэропорт, развиты телекоммуникационная система и энергетическая инфраструктура.


Помимо углеводородного сырья, на территории Южной зоны расположены два значительных по своим прогнозным запасам месторождения бурых углей "Ланковское" и "Мелководненское". Разведанные запасы для открытой добычи на Мелководненском месторождении по категориям А + В + С1 составляют 159,9 миллиона тонн и С2 - 345 миллионов тонн, на Ланковском месторождении - 136,7 млн тонн по категориям А + В + С1 и 828,4 - по категории С2. В результате освоения этих месторождений существенно уменьшится зависимость потребителей области от завоза твердого и жидкого топлива, возрастут налоговые поступления во все уровни бюджетов, в случае поставок продукции углеперерабатывающих предприятий в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) увеличатся грузопотоки на морских путях ДВФО.


Помимо высокой перспективности минеральных ресурсов, магаданский шельф весьма богат и биоресурсами, что существенно расширяет спектр возможностей Южной зоны за счет индустрии рыбодобычи и рыбообработки.


Магаданская зона территориально расположена в границах областного центра города Магадана. Перспективы развития зоны связаны с аэропортом Магадан, имеющим статус международного, и Магаданским морским портом, возможными сборочными производствами, а также спортивным туризмом (строительство Марчеканского горнолыжного комплекса).


Магадан занимает центральное географическое положение в сети аэропортов Дальнего Востока и Восточной Сибири, находится в фокусе пересечения многочисленных потенциальных авиатрасс, соединяющих множество аэропортов Америки (Северной и Южной) и юго-востока Азии. Пока не в полной мере используется географический потенциал Магаданского аэроузла и авиакоридоров, находящихся в зоне ответственности магаданской навигационной службы. Вместе с тем, только в американском и восточноазиатском секторах Азиатско-Тихоокеанского региона проживает две трети всего населения Земли. Следовательно, у Магадана есть все шансы стать крупнейшей мировой авиационной развязкой. Аэропорт Магадан от других аэропортов с морским климатом отличается существенно более стабильными метеоусловиями. Это способствует его подключению к международному рынку транзитных услуг. Несколько лет назад в аэропорту Магадан было построено здание международного терминала. Сейчас заканчивается реконструкция взлетной полосы, и аэропорт принимает практически все классы воздушных судов.


Что касается Магаданского морского порта, то основной поток грузов на территорию области и Оймяконский улус республики Саха-Якутия поступает именно через него. Порт расположен на берегу бухты Нагаева, которая по географическому положению, размерам, метеорологическим и гидрологическим условиям является удобной для захода и стоянки крупнотоннажных морских судов. На территории порта имеется вся необходимая инфраструктура для осуществления деятельности. В перспективе через Магаданский морской порт будет идти транспортировка углеводородной и металлургической продукции, которую планируется производить на территории области. Он станет пунктом транзита на важнейших морских путях стран АТР. Но сначала необходимо произвести реконструкцию объектов федеральной собственности (гидротехнических сооружений), запланированную в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".


Кроме того, для удешевления работ на шельфе необходимо максимально использовать местные ресурсы, с этой целью целесообразна организация новых предприятий, большинство из которых будет располагаться в Магадане:


- производство расходных материалов - сорбентов на основе торфов, цеолитов и бентонитов, а также составляющих для буровых растворов - бентонитовых глин, гуминовых кислот, барита;


- организация подсобно-обслуживающих производств по ремонту и техническому обслуживанию буровых установок, приборов и оборудования для основного производства, представляется возможным использовать производственные мощности и персонал действующих предприятий подобного профиля в г. Магадане - ремонтно-механического и судоремонтного заводов.