Магаданская область граничит с четырьмя субъектами ДФО: Республикой Саха (Якутия), Чукотским АО, Камчатским краем и Хабаровским краем.
Социально-экономическое и территориальное развитие этих субъектов имеет сходные черты с развитием Магаданской области:
- низкую плотность населения - 0,4-1,8 чел./кв. км;
- низкую плотность дорог;
- очаговый характер освоения территории;
- неудовлетворительную обеспеченность круглогодичным транспортным сообщением, как между соседними регионами, так и в направлении центральных районов страны (за исключением южных территорий Хабаровского края);
- преобладание сырьевой экономики;
- отток населения;
- преобладание арктических, тундровых, горно-таежных ландшафтов, обладающих низкой биопродуктивностью и восстановительной способностью.
Сходная социально-экономическая ситуация и природные условия субъектов предопределили и близкие подходы, используемые при планировании территориального развития (схема 28).
В настоящее время во всех перечисленных субъектах ведется работа по разработке и утверждению схем территориального планирования. Согласно требованиям Градостроительного кодекса РФ, схемы территориального планирования соседних субъектов Федерации необходимо согласовывать друг с другом. С этой целью ниже рассмотрены основные решения по планировочному развитию территорий, являющихся смежными для соседних субъектов ДФО, перечисленных выше.
На западном и северном направлениях Магаданская область граничит с Республикой Саха (Якутия). К настоящему времени "Схема территориального планирования Республики Саха (Якутия)" [89], разработчик ФГУП "РосНИПИ Урбанистики", г. Санкт-Петербург, проходит стадии согласования и утверждения.
На территории Республики Саха (Якутия) предусматривается опережающее экономическое развитие Северо-Восточной зоны и, в частности, Оймяконского района республики, граничащего с Магаданской областью. Здесь формируется горнодобывающий кластер (драгоценные металлы и полиметаллы) с созданием производственного комплекса по освоению золоторудных и полиметаллических месторождений и необходимой инфраструктуры. В перспективе предусматривается освоение Яно-Колымской золоторудной провинции совместно с Магаданской областью, обеспечивающей добычу до 100-120 т золота в год. Для освоения данных территорий предусмотрено развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, в частности, федеральных объектов: автомобильной дороги "Колыма" - строящаяся дорога от Якутска до Магадана", железнодорожной линии "Якутск - Нижний Бестях - Мома - Магадан". Этот участок является региональным ответвлением от будущей трансконтинентальной железнодорожной магистрали "Тында - Якутск - Мома - Уэлен (Берингов пролив)", через Якутию - Магаданскую область - Чукотский А.О. Трассировка железнодорожной линии по территории Магаданской области будет проведена с учетом намеченного расположения трассы (см. схему 26).
Предусматривается ввод в эксплуатацию ЛЭП 220 кВт Аркагалинской ГРЭС (Магаданская обл.) - Усть-Нера (Республика Саха (Якутия)). Трасса линии ЛЭП также увязывается с ее размещением на территории соседних субъектов.