Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



Таблица 11.1



Индикаторы обеспеченности жильем населения Магаданской области

N п/п

Показатель

Единица измерения

Значение показателя на 1 января

2007 года

2009 года

1

2

3

4

5

1.

Уровень обеспеченности населения жильем

кв. м/чел.

26,94

27,6

2.

Коэффициент доступности жилья

лет

4,20

2,28

3.

Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств

%

10,7

15,6

4.

Объем ипотечных кредитов и займов, выданных в год

млн рублей

178,8

724,6

5.

Количество ипотечных кредитов и займов, выданных населению за год

шт.

325

718

6.

Количество молодых семей, обеспеченных жильем за отчетный период

семей

67

59

7.

Годовой объем ввода жилья

тыс. кв. м

13,8

15,1

8.

Уровень износа коммунальной инфраструктуры

%

73,2

65,7

9.

Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, от общего количества всех организаций коммунального комплекса

%

0,0

18,0


Формально-статистически на каждого жителя Магаданской области приходится 27 кв. м жилья: больше, чем в среднем по России. Фактически эти дополнительные метры либо находятся там, где они не востребованы, либо представляют собой, по сути, ветхое, неблагоустроенное жилье. А там, где жилье востребовано, - как раз и не достает квадратных метров. В результате, в органах местного самоуправления по состоянию на 1 января 2005 года состояло на учете для получения жилья более 4,5 тысяч семей. За последние годы это число несколько снизилось: объемы строительства нового жилья составляют теперь порядка 15 тысяч кв. м в год. Но этого недостаточно для решения проблемы в обозримом будущем - тем более что каждый год объем ветхого жилого фонда пополняется, а занимающие его жители увеличивают очередь на получение жилья.


Такая ситуация типична для дотационных регионов. В Магаданской области она усугубляется тем, что само жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль убыточно. Причина в резком (в 2,3 раза, по сравнению с 1998 г.) сокращении численности населения области. В результате объемы поступлений от оплаты жилищно-коммунальных услуг сократились соответственно, а расходы на содержание жилья и объектов коммунальной инфраструктуры (в сопоставимых ценах) снизились незначительно.


Предприятия ЖКХ в течение большей части пореформенного периода имели очень ограниченные возможности для проведения текущих и - особенно - капитальных ремонтов. В результате, доля ветхого и аварийного жилья к 2006 г. достигла 8,9% всего жилищного фонда, превысив среднероссийский показатель в 2,8 раза. Это положение привело к тому, что срок ожидания жилья составил 20 и более лет. Предоставление жилья всем нуждающимся требует ввода более 200 тыс. кв. м.


Рост объемов ежегодно вводимого жилья сдерживают не столько возможности строительных организаций и предприятий стройиндустрии - и то, и другое на сегодня недоиспользуется, - сколько неизбежно ограниченное финансирование строительства со стороны областного и муниципальных бюджетов. Администрация пытается решить эту проблему различными способами.


В настоящее время действует областная целевая программа "Доступное и комфортное жилье - жителям Магаданской области" на 2006-2010 гг. [71]. Программа разработана на основании федеральной целевой программы "Жилище" и состоит из трех функционально самостоятельных подпрограмм, взаимосвязанных на целевом уровне:


1) Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Магаданской области [72],


2) Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в Магаданской области [73], и


3) Развитие системы ипотечного кредитования в Магаданской области [74].


Две первые подпрограммы ориентированы на привлечение к жилищному строительству частных застройщиков.


Первая подпрограмма обеспечивает создание условий для жилищного строительства на участках, к которым коммунальные сети уже подведены, но подключению препятствует их неудовлетворительное состояние или недостаток мощности. До ее принятия частным застройщиком ставили обременительные для них условия по предварительной модернизации отдельных участков инженерных сетей, что многих отпугивало. Теперь модернизация осуществляется за счет областного бюджета. Предусмотренная на эти цели сумма ежегодно распределяется между муниципальными образованиями по конкурсу.


Вторая подпрограмма обеспечивает государственную поддержку частным застройщикам, ведущим строительство жилья на новых участках, где инженерные сети отсутствуют, а также на месте ветхих домов, подлежащих сносу с предварительным переселением жителей. Система государственной поддержки предусматривает:


- частичное гарантирование администрацией Магаданской области инвестиционных банковских кредитов, получаемых застройщиками на подведение инженерных сетей и/или на расселение жителей, снос ветхих домов и подготовку территории для нового строительства;


- 100-процентное возмещение затрат застройщика на уплаты процентов по таким кредитам.