Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



3.4.4. Развитие прибрежного рыболовства и береговой переработки


Это направление в рыбной отрасли, как и практически все отрасли народного хозяйства Магаданской области, попало на спираль убытков в начале 1990-х годов в результате распада СССР и автоматического прекращения действия всей системы трансфертов, обеспечивавшей существование и развитие хозяйства на Крайнем Севере в условиях плановой экономики. Предприятия береговой переработки оказались в ситуации отсутствия рынка сбыта, а вслед за ними в аналогичной ситуации оказался малотоннажный рыболовный флот, действующий в прибрежной зоне.


Возрождение комплекса прибрежного рыболовства с эффективным освоением квот и глубокой береговой обработкой рыбного сырья обеспечит:


- эффективное использование биоресурсов прибрежной зоны;


- закрепление населения в прибрежных поселках области, где рыболовство и переработка рыбы является зачастую единственной градообразующей отраслью;


- улучшение финансовых результатов рыбохозяйственного комплекса в целом, с соответствующим пополнением доходной части регионального бюджета;


- укрепление национальной безопасности страны, как путем развития производства ценной продовольственной продукции, так и путем закрепления населения на стратегически важных территориях (стабилизации социально-экономического положения прибрежных территорий).


Для этого необходимо решить в комплексе следующие проблемы:


1) За последние 20 лет плановые ремонты основных производственных фондов предприятий береговой переработки производились в лучшем случае нерегулярно и недостаточно. На региональном уровне в этом отношении делается, по-видимому, все, что возможно. Так, в 2008 г. мощности морозильного оборудования увеличены вдвое, а холодильные мощности единовременного хранения - в полтора раза. Этим закладывается основа для будущего перевода предприятий береговой переработки на круглогодовой режим работы. Тем не менее, представляется необходимой комплексная реконструкция и техническое перевооружение всех оставшихся 13-ти предприятий береговой переработки.


2) Модернизация и балансировка по мощностям основных производственных фондов решит лишь часть проблемы. Необходимо создать условия для такой нормы рентабельности, которая обеспечит не только покрытие текущих издержек, но и накопление средств на инвестиции в производство.


Радикальным средством снижения себестоимости не только в рыбохозяйственном комплексе, но и в любых видах деятельности на территории Магаданской области станет решение проблемы транспортной доступности "материка" для области и области для "материка" - то есть строительство транспортной магистрали, связывающей Магадан с Якутском. Но проблему нужно решить до того как магистраль будет построена.


Принципиальное решение лежит на поверхности, но находится в компетенции федерального центра: нужно полностью освободить от налогов в федеральный бюджет те предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера, виды деятельности которых признаются стратегически важными для России. На региональном уровне возможна (но маловероятна в условиях дотационности регионального бюджета) система частичных налоговых льгот.


3) Для пополнения оборотных средств предприятий береговой переработки целесообразно на региональном уровне решить вопрос о частичном возмещении им средств, израсходованных на проценты по кредитам на эти цели.