В пункте 6.4 настоящего тома увеличение численности населения Магаданской области в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов и в соответствии с высказыванием президента РФ Д.А. Медведева, оценено в 100 тысяч человек.
При таком прогнозе градостроительная политика, создание достойных, комфортных условий жизнедеятельности этих людей (условий работы, проживания, отдыха) будет играть решающую роль в социально-психологической адаптации приезжего населения.
"Доступное и комфортное жилье гражданам России" - национальный проект, который должен найти свое преломление и реализацию в специфических суровых условиях Крайнего Севера, Магаданской области.
К приезду переселенцев нужно готовиться заранее: провести расчет возможностей области по приему переселенцев, построить жилье, социальные объекты, подготовить рабочие места, законодательные акты и т.д.; при необходимости, ввести квоту на переезд по годам.
Ведь без обеспечения приезжающих благоустроенным жильем, бытовыми и социальными услугами, работой - такой наплыв переселенцев может привести к дестабилизации социальной обстановки в регионе, криминализации, снижению качества жизни, развитию у пришлого населения болезней, вызванных стрессовыми условиями физиологической, социальной, психологической адаптации к экстремальным условиям Крайнего Севера, Магаданской области (см. раздел медико-социальная адаптация).
Как более подробно указано в разделе 10.1 тома II, перед разрешением на переезд нужно проводить медицинское обследование потенциальных мигрантов на определение адаптивных возможностей организма, и давать рекомендации на переезд с учетом феногенотипических особенностей личности, определяя возможный срок проживания этого человека на Севере (сезонные межрегиональные вахты; проживание до 2-х лет; до 10-15 лет, постоянное место жительства).
В данном разделе продолжен анализ потребности в жилье и возможности строительной базы для такого большого количества мигрантов (100 тыс. чел.).
По аналогии с расчетом, выполненным для Наталкинского месторождения (6 тыс. человек), легко определить, что количество жилья, необходимого для обустройства в Магаданской области 100 тыс. чел. - в 10 15 раз больше (от 700 тыс. кв. м до 1 млн кв. м общей площади).
Цифра варьируется в связи с неопределенностью на данном этапе с составом мигрантов и типологией жилья. Кроме общежитий и многоквартирных домов в г. Магадане, вахтовые поселки по трассе могут застраиваться канадскими, финскими вахтовыми "вагончиками" (как говорилось выше, укомплектованными всем необходимым и обеспечивающими комфортность проживания и быта людей после интенсивного трудового дня). В таких же мобильных "вагончиках" должны быть оборудованы помещения социально-бытового и досугового назначения (для обеспечения людей условиями социально-психологической адаптации и занятия свободного времени).
Возможности строительной базы Магаданской области (при сегодняшних объемах ввода 15 тыс. кв. м в год), позволяют обеспечить ежегодный прирост 15-20 тыс. кв. м в течение 4-х - 5-ти лет для работников Наталкинского месторождения.
Дополнительные объемы, в основном быстровозводимого жилья и объектов социально-культурного назначения, даже осуществляемые в более продолжительные сроки (с 2010 по 2020 гг.) потребуют от предприятий Магаданской области специализирующихся на выпуске "канадских домиков" в дополнение к сегодняшней программе и планам по Наталкинскому месторождению увеличения мощностей на 70-100 тыс. кв. метров ежегодно.
Следует выполнить ТЭО предприятия ООО "Канадские крыши" по определению возможного роста производственных мощностей на базе существующего строительного производства. Скорее всего, часть вахтовых домиков будет закуплена владельцем рудника у иностранных производителей, часть объектов построена силами привлеченных российских (из соседних областей) и зарубежных строителей, так называемые "вахты" строительно-монтажных подразделений.
Опыт строительства "вахтовым методом" имеет широкую географию. Примеры: восстановление г. Ленска в аналогичных условиях Крайнего Севера (республика Саха - Якутия), где работали, наряду с местными, приезжие строительные управления, в том числе из Новосибирска; строительство объектов в Чукотском АО, где за последние 3 года с привлечением 2 тысяч строителей из Турции созданы современные жилые здания и объекты инфраструктуры г. Анадыря, и др.
Привлечение в Магаданскую область 100 тыс. чел. и, соответственно возведение минимум 1 млн кв. м жилья будет возможно в случае принятия Правительством РФ долгосрочной программы по прокладке Трансконтинентальной железной дороги "Якутск - Магадан - Уэлен" (Федеральной автодороги), строительству газопровода. В "Концепции стратегии развития Магаданской области" проекта газификации нет, но представители Газпрома в Магадане в апреле 2009 г. проводили анализ такой возможности в связи с производством газа на основе бурого угля Ланковского месторождения, а после 2020 г. - в связи с добычей углеводородов на шельфе Охотского моря. Необходимо принятие закона РФ, разрешающего частное старательство на территории Магаданской области и обеспечивающего приток населения в регион, инвестирование, наряду с Наталкинским, других перспективных месторождений. (См. разделы "Демография", "Транспорт").