Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



1.1.2.2. Транспортная обеспеченность


Транспортная система Магаданской области несет в себе черты первоначального способа освоения региона, подчиненного нуждам золотодобывающей отрасли. Следствием этого стали фрагментарность транспортной системы, отсутствие единой транспортной сети Магаданской области, сезонность транспортного обслуживания фактически для всей территории области, выразившейся в таком понятии как "северный завоз". В этих своих чертах Магаданская область не отличается от остальных территорий Дальнего Севера России и Дальневосточного федерального округа.


Сезонность грузовых межрегиональных перевозок области обусловлена как условиями природно-климатического характера, так и отсутствием отдельных видов транспорта. Единственная имеющаяся межрегиональная транспортная артерия - автомобильная дорога федерального значения "Колыма" - строящаяся дорога от Якутска до Магадана - по факту также является сезонной дорогой (схема 22). Она проходит по самой "морозобойной" территории страны - Оймяконскому нагорью, вследствие чего ее использование в холодное время года для массовых грузовых перевозок чрезвычайно затруднительно. С другой стороны, навигация в Магаданском торговом порте, являющемся главными воротами для северного завоза грузов в Магаданскую область и прилегающие районы соседних субъектов ДФО, также носит преимущественно сезонный характер. 84% грузов перевозятся через порт в летнее время, а навигация зимой возможна только с использованием ледоколов.


К природно-климатическим трудностям транспортного сообщения добавляются проблемы самой транспортной системы. Магаданская область не имеет железнодорожного сообщения ни внутри региона, ни на внешних межрегиональных направлениях.


Основным и единственным видом транспорта, обеспечивающим устойчивые межрегиональные пассажирские перевозки, является воздушный транспорт. Посредством него осуществляются связи с крупными аэропортам регионов ДФО, России, стран АТР. Также большое значение воздушный транспорт имеет для обеспечения внутриобластных перевозок.


Важнейшей задачей развития транспортной системы Магаданской области является организация выходов с территории области в соседние регионы ДФО: Республику Саха (Якутия), Чукотский АО, Хабаровский край, Камчатский край. Через территории данных субъектов для области станет возможным выход к внутрироссийским и международным транспортным коридорам. Важнейшие направления, на которые можно организовать выход (подробно рассмотрены в гл. 3.7 "Развитие отраслей, транспорт"):


- Юго-западное направление с выходом на территорию Республики Саха (Якутия), далее через строящуюся железную дорогу "Тында - Якутск - Уэлен", на БАМ, Транссиб и далее в основные экономически-развитые районы страны и в соседние страны Евразии;


- Северо-восточное направление с выходом федеральной автодороги и через трансконтинентальную магистраль на территорию Чукотского АО и Камчатского края, через них в порты на побережье Северного Ледовитого и Тихого океанов.


Через территорию области необходимо проложить региональные транспортные коридоры, связывающие соседние субъекты ДФО. Это должно превратить область в транзитный регион, вывести его из транспортной изоляции, обеспечить круглогодичную устойчивую транспортную связь с центральными районами России и странами АТР.


В соответствие с положениями федеральных документов транспортного развития России и Дальнего Востока ("Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года" [50], "Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" [49]) для Магаданской области существует возможность реализовать данные направления путем строительства железнодорожной магистрали и федеральной автомобильной дороги (схема 23). Это позволит решить стратегическую задачу организации круглогодичного сухопутного, воздушного и морского сообщений Магаданской области с соседними регионами ДФО, России, странами Евразии.


Сложившаяся конфигурация автодорожной сети повторяет структуру расселения в области. По господствующим направлениям грузопотоков она носит моноцентричный характер с главным грузоперевалочным центром - г. Магаданом. По конфигурации основных направлений грузоперевозок автодорожная сеть имеет "древовидную" ветвящуюся структуру. 99% внешнего грузооборота области осуществляется через Магаданский торговый порт. Дальнейшее распределение грузов ведется по автодорожной сети с доставкой в районные центры и другие населенные пункты. От основания "дерева" грузопотоков - г. Магадана отходят направления основных грузоперевозок:


- прибрежная полоса дорог "Магадан - Балаганное - Талон" и "Солнечный - Ола - Гадля";


- по наиболее заселенной части области - линии Магадан - Палатка, на которой также расположен и международный аэропорт "Аэропорт "Магадан", проходит главный поток перевозок в направлении северных районов области, это "ствол дерева" грузоперевозок.


Дальнейшее распределение грузов осуществляется по 4 основным дорогам Севера области. По основной магистрали области - автомобильная дорога федерального значения "Колыма" - строящаяся дорога от Якутска до Магадана - перевозки осуществляются вплоть до границ области с Республикой Саха (Якутия) и далее в северные улусы Республики. От федеральной дороги отходят ответвления автомобильных дорог межмуниципального значения: "Палатка - Кулу - Нексикан" - через линию расселения Усть-Омчуг - Омчак; "Герба - Омсукчан" - в направлении Омсукчанского узла расселения; "Авенирыч - Сеймчан" - в направлении Сеймчанского узла расселения. Также от дороги "Колыма" берут свое начало дороги местного значения, сезонные (автозимники) и прочие (грунтовые) дороги.


Таким образом, сеть перевозок охватывает основные районы расселения области: Южный центр расселения и Северную зону расселения, а также отдельные узлы расселения (Омсукчан). При этом связь с населенными пунктами Северо-Эвенского района и севера Среднеканского района возможна лишь по сезонным дорогам (автозимникам) или с использованием воздушного транспорта.