Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



2.2.2. Выводы и геополитические перспективы Магаданской области


Дальнейшие развитие и использование минерально-сырьевой базы России имеют огромное значение для геополитического положения страны в XXI веке. На мировом рынке минерального сырья до 2050 года останутся приоритетными цветные металлы, по запасам которых наша страна находится в ряду мировых лидеров. В условиях мирового экономического кризиса значимость драгоценных металлов в качестве базы формирования золотовалютных резервов государств будет возрастать. Таким образом, освоение месторождений драгоценных металлов становится важной государственной задачей, и Магаданская область, обладающая крупнейшими запасами золота в России, будет играть важную роль на геополитической карте России и АТР.


В настоящее время Магаданская область расположена в стороне от существующих транспортных коридоров, на удалении от развитых экономических районов России. Серьезной проблемой области является сокращающееся население и низкая его численность.


Вместе с тем область обладает значительным ресурсным потенциалом. Главным ее богатством являются драгоценные, цветные и редкоземельные металлы, углеводородное сырье. У области имеется большой потенциал по добыче и экспорту рыбной продукции и морепродуктов. Ландшафтные ресурсы могут стать основой для развития приключенческого и экстремального туризма. Таким образом, Магаданская область имеет значительный потенциал для участия во внутрироссийском и международном разделении труда, занимая свою особую нишу.


Главным препятствием для активного развития экономического потенциала области и включения ее в международную экономику является отсутствие устойчивой транспортной связи с основными экономическими районами России. Находясь в северной отдаленной части Охотского моря, она оказывается и в стороне от международных морских трасс стран АТР. В этой связи особую роль приобретает развитие транспортной системы Дальнего Востока, предусматриваемое "Транспортной стратегией РФ на период до 2030 г." [50], "Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г." [49] и разрабатываемой в министерстве регионального развития РФ "Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 года" [56]. В последнем документе закладывается формирование до 2025 г. федеральной железнодорожной и автодорожной сетей на территории Магаданской области и смежных субъектов ДФО - Республики Саха (Якутия), Чукотского АО, Камчатского края.


В частности, предусмотрено строительство участков Трансконтинентальной железнодорожной магистрали (ТКЖМ) - Правая Лена (Якутск) - Уэлен (Берингов пролив), общей длиной 3536 км. Магистраль отнесена к категории стратегических, целью ее создания является объединение континентальных транспортных систем, создание опорной транспортной сети и освоение минеральных и энергетических ресурсов Крайнего Севера ("Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ на период до 2030 года"). В перспективе ТКЖМ должна стать составной частью международного транспортного коридора, соединяющего через Берингов пролив и Аляску, страны Азии, Северной Америки и Европы. Данный проект может оказаться крупнейшим инфраструктурным проектом XXI столетия. Его реализация непосредственно затронет Магаданскую область. Среди первоочередных участков в транспортных стратегиях предусмотрено строительство после 2015 г. железнодорожной линии Нижний Бестях (Якутск) - Мома - Магадан, общей длиной 1866 км. Это позволит включить Магаданскую область в железнодорожную сеть ДФО и Российской Федерации, а значит, создаст возможность для устойчивого сухопутного выхода на внутрироссийские и международные рынки. Область получит выход из своего "запертого" положения на Крайнем Севере страны.


Кроме того, через "Аэропорт "Магадан" могут быть проложены кроссполярные авиатрассы, соединяющие по кратчайшим путям (ортодромиям) различные города планеты: Рейкьявик - Сидней, Лос-Анджелес - Калькутта, Сан-Паулу - Перт и др. Развитие аэропорта как международного может стать условием привлечения сюда инвестиций и специалистов для обслуживания международных авиамаршрутов, что также будет способствовать развитию международных связей области.


Дальнейшее строительство ТКЖМ и выход транспортного коридора на Американский континент приведет к формированию транзитных транспортных потоков через территорию России и, как вариант, территорию Магаданской области. Объемы перспективного грузопотока в геополитическом "треугольнике" Европа - Азия - Америка, по оценкам, могут составить 86-260 млн т в год. В этих условиях для Магаданской области откроются новые возможности в собственном позиционировании на международных и внутрироссийских рынках. Область будет включена в межконтинентальные грузопотоки одной из самых перспективных и значимых транспортных магистралей XXI века.