Формирование транспортного каркаса Магаданской области и Дальнего Востока - основа для решения демографических проблем региона и условие устойчивого развития субъектов ДВФО, в т.ч. Магаданской области (схема 28).
Мировой финансовый кризис сделал золото востребованным и Магаданская область, обладающая почти 30% золотого запаса России, снова обратила на себя внимание государства. В то же время произошло осознание значимости восточных территорий для геополитической и территориальной безопасности России.
Предпосылкой решения этих задач может стать крупный инфраструктурный проект, такой как - трансконтинентальная железнодорожная магистраль "БАМ - Якутск - Уэлен" с ответвлением на Магаданскую область, а также строительство федеральной автомобильной дороги до границы с Чукотским автономным округом.
Перспективы развития транспортного каркаса Магаданской области будут рассмотрены в конце главы. Ниже мы остановимся на современном состоянии транспортной сети Магаданской области.
В настоящее время Магаданская область имеет: автомобильный, воздушный, морской, речной и трубопроводный (муниципального значения) транспорт. Вместе с тем область, как и другие территории, расположенные в зоне Дальнего Севера России, характеризуется низкой степенью развития транспортной инфраструктуры. Это порождает комплекс проблем, сдерживающий социально-экономическое развитие региона.
Территория Магаданской области не объединена единой транспортной сетью. Из 87 населенных пунктов области 16 относятся к труднодоступным из-за отсутствия регулярной транспортной связи. Особенно слабо освоены в транспортном отношении северная и восточная части региона - в них отсутствуют автомобильные дороги круглогодичного действия. Среди основных проблем развития транспортной системы области можно назвать следующие:
- низкую обеспеченность круглогодичным транспортным сообщением, как с соседними регионами, так и с центральными районами страны;
- отсутствие круглогодичного автотранспортного сообщения с рядом районов и населенных пунктов внутри области;
- низкую плотность автодорожной сети;
- отсутствие железнодорожного сообщения;
- отсутствие прибрежного морского сообщения.
Поскольку низкая транспортная обеспеченность является общей чертой для большей части северных территорий страны, развитие здесь транспортной системы стало предметом разработок в ряде федеральных программ и стратегий. Среди них:
1. Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)" [43].
2. "Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" [49].