Система здравоохранения области на конец 2007 г.
Число больничных учреждений | Число амбулаторно-поликлинических учреждений | На тысячу человек населения | |||
Число коек в больничных учреждениях | Число врачей, чел. | Число среднего медицинского персонала, чел. | |||
Всего по области | 23 | 52 | 165,5 | 56,9 | 155,2 |
г. Магадан | 14 | 29 | 184,7 | 69,2 | 177,6 |
Ольский район | 1 | 5 | 76,2 | 29,0 | 90,7 |
Омсукчанский район | 1 | 2 | 115,3 | 41,9 | 101,4 |
Северо-Эвенский район | 1 | 2 | 237,7 | 39,0 | 170,3 |
Среднеканский район | 1 | 2 | 150,7 | 30,1 | 120,6 |
Сусуманский район | 1 | 3 | 130,1 | 33,5 | 93,6 |
Тенькинский район | 1 | 2 | 130,1 | 31,3 | 144,9 |
Хасынский район | 1 | 4 | 121,4 | 23,5 | 121,4 |
Ягоднинский район | 2 | 3 | 165,1 | 46,4 | 125,8 |
Количественно система здравоохранения продолжает сокращаться: с 2000 по 2007 годы число больничных учреждений сократилось с 31 до 23 - за счет районов, в Магадане число больниц осталось прежним. В большинстве районов осталось по одному больничному учреждению - центральной районной больнице (дополнительно в 3 районах работают 4 участковые больницы и в Ягоднинском районе 2 городские больницы, которые входят в структуру ЦРБ, за исключением городской больницы п. Синегорье). Число амбулаторных учреждений за тот же период сократилось с 64 до 52, в основном за счет сокращения врачебных амбулаторий в закрывающихся поселках области. Однако в этот период сокращение шло планомерно, вслед за уменьшением численности населения.
По техническому состоянию и оснащению учреждения здравоохранения находятся в несколько лучшем положении, чем образовательные. С 2004-2005 гг., когда финансирование системы здравоохранения резко возросло, был проведен большой объем ремонтных работ, в ряде учреждений идет обновление медицинского оборудования.
С 2007 г. в области началась и в 2008 г. в основном завершена реформа системы здравоохранения с переходом на одноканальное финансирование - по опыту Тюменской области. При одноканальном принципе финансирования значительно расширяется право руководителя учреждения оперативно распределять заработанные средства для полноценного обеспечения лечебно-диагностического процесса. При этом финансовое обеспечение тарифов в системе обязательного медицинского страхования производится по всем статьям затрат организаций здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, за исключением:
- оплаты капитального ремонта;
- капитального строительства;
- оплаты коммунальных услуг.
Переход на страховую модель с одноканальным принципом финансирования и оплатой медицинских услуг "за законченный случай лечения", как считается, обеспечит сбалансированность структуры гарантированной медицинской помощи и необходимых для ее реализации финансовых ресурсов. Однако, лишь при условии 100% платежей на работающее и неработающее население в системе обязательного медицинского страхования.
В целом, по мнению специалистов Департамента здравоохранения администрации Магаданской области, система здравоохранения Магаданской области готова для решения основных задач по повышению эффективности управления и использования ресурсов здравоохранения при условии обеспечения стабильного финансирования, укрепления материально-технической базы медицинских учреждений, повышения укомплектованности кадров, развития информационного обеспечения.
В связи с плохим развитием транспортной сети и малой плотностью населения, для Магаданской области в настоящее время остается актуальной проблема транспортной доступности квалифицированной медицинской помощи. В ряде стран, в регионах с аналогичной структурой расселения (Австралия, Канада, Аляска и др.), такая проблема решается путем оснащения медиков вертолетами, - на которых они как летают по вызовам, так и ведут плановые облеты отдаленных поселков и отдельных ферм, в которых невыгодно держать постоянного врача из-за малого числа жителей.
В Магаданской области создание такой системы особенно актуально для северных оленеводов: они редко появляются в селах или городах, и не посещают больниц и поликлиник, а потому наиболее уязвимы для различных заболеваний. Эта же система может эффективно применяться для медицинского обслуживания вахтовых бригад, геологических экспедиций, поселков строителей в зонах опережающего развития, где еще не созданы здравпункты, и так далее.
В горной части области применение вертолетов имеет свои ограничения, особенно при сильных ветрах. Но там, где это возможно, их следует применять.
Остается еще не до конца решенным вопрос привлечения квалифицированных кадров. Но повышение зарплат врачам и медсестрам и развитие социальной инфраструктуры в районных центрах поможет привлечь специалистов из центральных районов страны.
В настоящее время практически во всех районах Магаданской области остались единственная больница и единственная поликлиника (или амбулаторный пункт) - в районном центре. Следовательно, работа в районных медицинских учреждениях должна быть ориентирована на обслуживание не только районных центров, но и районов в целом. То есть районные медицинские центры должны иметь мобильные бригады, способные не только выполнять функции скорой помощи, но и проводить регулярные профилактические осмотры населения по месту жительства. Эти мобильные бригады должны быть оснащены соответствующим транспортом. Расходы на это следует предусмотреть в областном бюджете.