Президент РФ Медведев Д.А. во время посещения Магаданской области и совещания в пос. Хасан назвал проблему трудовых ресурсов, демографическую ситуацию в области очень сложной. Возвращение к цифрам советского периода - задача в ближайшее время не реальная, сказал он, - но, наверное, 100 тысяч человек не меньше нужно привлечь, чтобы достичь поставленных целей [211].
Формулируя задачу привлечения населения в Магаданскую область, Президент РФ исходил из стратегических, геополитических задач России, обеспечивающих территориальную безопасность страны. Поэтому ее следует рассматривать как целеуказание.
Для обеспечения работой такого количества переселенцев одной "Наталкинской" программы недостаточно. (Здесь возможности трудоустройства имеются лишь для 6 тыс. человек. Максимум с мультипликативным эффектом: строители, энергетики, обслуживающая инфраструктура, торговля, члены семей - 10 тыс. человек).
Принимая во внимание громадный финансовый объем инвестиций, необходимых для освоения только одного Наталкинского месторождения (эта часть ТЭО не публикуется, но предварительная цифра инвестиций определяется в размере около 2 млрд долл. или 60 млрд руб.), на 90% финансируемых за счет капитала собственника месторождения, ждать, что появятся (в условиях кризиса) инвесторы такого уровня для параллельного освоения других многочисленных месторождений золота, серебра, цветных металлов в ближайшие годы маловероятно. Хотя потенциал развития горнодобывающей промышленности огромен, и есть чем заинтересовать инвесторов (см. раздел 3.1 настоящего тома). При освоении месторождений, предусматриваемых федеральными и региональными программными документами и материалами настоящего проекта, дополнительно может быть создано еще 6-7 тысяч рабочих мест.
Существующие старательские фирмы и бригады продолжают работать на территории области, но без серьезных инвестиций им сложно решать вопрос об интенсификации объемов добычи и привлечении дополнительных рабочих рук.
Освоение шельфа Охотского моря, богатого углеводородными ресурсами - перспективный проект, но требующий еще больших затрат на доразведку и организацию добычи нефти на участках шельфа Магадан 1 и 2, общая стоимость проекта оценена в 1960 млрд руб., (см. обоснование экономической эффективности шельфа, выполненное СВКНИИ ДВО РАН). По плану инвестиционных мероприятий, несмотря на рентабельность и окупаемость проекта, из-за больших затрат и экономического кризиса его реализация отодвинута на более отдаленную перспективу.
Действительно прорывными в демографическом плане могут стать следующие два проекта:
1) Строительство железной дороги, как решение экономических и геополитических задач. Привлечение людей возможно (с учетом роста безработицы и избытка трудовых ресурсов в других регионах страны) на так называемые "общественно-полезные работы", финансируемые государством для обеспечения людей в период кризиса средствами к существованию (не в виде дотаций, а за общественный труд). В период Великой американской депрессии в 30-е годы прошлого века таким образом были построены многие действующие сегодня "хайвеи" - скоростные автодороги.
С политической точки зрения (привлечение населения в Магаданскую область и Чукотку в целях укрепления геополитической и территориальной безопасности страны в Дальневосточном регионе) становится целесообразной организация таких работ на строительстве Федеральной железной дороги "БАМ - Уэлен" по варианту, проходящему через Магаданскую область, далее на Чукотку и до Берингова пролива.
После строительства тоннеля под Ла-Маншем, строительство аналогичного тоннеля (или моста) через Берингов пролив до Аляски (штат США) представляется технически осуществимым, при финансировании двумя государствами и частными предприятиями РФ и США, и становится самым грандиозным трансконтинентальным проектом 21 века (см. раздел 3.7 данного тома).
При строительстве трассы железной дороги по территории Магаданской области, совмещенной с трассой федеральной автомобильной дороги, значительно уменьшатся затраты на их параллельную прокладку. В дальнейшем вдоль транспортного коридора будет развиваться добыча полезных ископаемых, так как эти районы Магаданской области богаты природными ресурсами (Омолонский и Эвенский рудные районы), будут восстанавливаться сельскохозяйственные угодья для обеспечения рабочих питанием и торговля.
Для работы по строительству железнодорожного и автомобильного полотна, мостов, геологоразведки потребуется привлечение специалистов - профессионалов, а также многочисленных малоквалифицированных рабочих из других регионов страны.
Как говорилось ранее, мультипликативный эффект от любого строительства, тем более от столь грандиозного транспортного строительства, огромен и полезен для Магаданской области, республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа в целях роста численности населения, улучшения демографической ситуации на Севере и Дальневосточном регионах страны.
Количество необходимых рабочих рук будет зависеть от объема государственного финансирования, и прокладка железной дороги может идти сразу на нескольких участках параллельно. Сегодня заканчивается строительство железной дороги на участке Тында - Якутск. Чтобы железнодорожные строительные бригады не ушли с Севера, необходимо продолжить строительство участка трассы Якутск - Магадан.