Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)



8.5. Коренные малочисленные народы Севера


По данным Администрации Магаданской области [114], по состоянию на 10.07.2008 в области проживало 6194 чел., относящихся к коренным малочисленным народам Севера (КМНС). С 2005 г. их численность возросла почти на 500 человек. В их составе: эвены, ительмены, камчадалы, чукчи, коряки, орочи, чуванцы, эвенки, эскимосы, юкагиры, алеуты, ульчи, коми, ненцы, нивхи, нанайцы, негидальцы, ханты, тозы, шорцы. К ним также относятся якуты, которые, в соответствии с областным Законом от 25.12.2007 N 963-ОЗ: "О гарантиях лицам, не относящимся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на территории Магаданской области" [26], пользуются такими же правовыми гарантиями, как и КМНС. Наибольший удельный вес в составе КМНС занимают эвены и коряки.


Представители КМНС проживают практически во всех районах области. Больше всего их в Ольском районе. На указанный момент в нем проживало, по разным источникам, 1915-1925 чел., с концентрацией в районном центре п. Ола 808-821 человек. Далее по численности идут с. Тауйск - 322 чел., с. Тахтоямск - 266-288 чел., п. Армань - 185 чел., с. Ямск - 132 чел., с. Гадля - 115 чел. Другие поселения этого района насчитывали лишь по несколько десятков и даже по несколько представителей коренных народов.


В Северо-Эвенском районе проживали 1720-1787 чел., в основном также в районном центре п. Эвенск (789-796 чел.). Вдвое меньше КМНС в с. Гижига - 389-415 чел. Еще меньше в с. Верхний Парень - 194-207 чел., с. Гарманда - 185-196 чел., с. Тополовка - 126 чел. В с. Чайбуха лишь 47 чел. Следующими, с большим отрывом от Ольского и Северо-Эвенского района, по численности КМНС идут Омсукчанский и Среднеканский районы. По итогам исследования, в первом их насчитывалось 429 чел., в основном проживающих в п. Омсукчан (419 чел.), во втором - 367 чел., также проживавших, главным образом, в районном центре п. Сеймчан. В остальных районах области численность КМНС еще меньше. В Хасынском районе - 168 чел., в т.ч. 102 чел. в районном центре п. Палатка. В Тенькинском районе - 121 чел., в т.ч. 78 чел. в п. Усть-Омчуг. В Ягоднинском районе - 95 чел., в т.ч. 49 чел. в районном центре п. Ягодное. В Сусуманском районе - 27 чел., в т.ч. 22 чел. в г. Сусуман. В г. Магадане проживало на указанный момент 1352 представителя КМНС. Таким образом, зонами наибольшей концентрации КМНС на территории области являются: Ольский, Северо-Эвенский районы и г. Магадан. А из поселений - в основном районные центры.


Численность мужчин и женщин в составе КМНС примерно одинаковая. Например, в Ольском районе 46,4% мужчин и 53,6% женщин. В Северо-Эвенском - 55,5% мужчин и 49,5% женщин. При таких незначительных колебаниях этих показателей невозможно говорить о какой-либо тенденции численного превалирования тех или других.


В 2005 г. численность КМНС трудоспособного возраста составляла 58%. По расчетам специалистов СВКНИИ ДВО РАН [152], эта доля на 5 процентных пунктов меньше, чем в составе населения области в целом. Следовательно, потенциальная трудовая нагрузка на трудоспособное население КМНС выше, чем на остальное население. Однако на практике она очень низка, поскольку низок уровень их занятости. Это во многом обусловлено суженным полем приложения труда в традиционных для них сферах деятельности: оленеводстве, рыболовстве, морзверобойном и охотничьем промыслах, сборе дикоросов и в поделочном ремесле.


Все больше увеличивается число лиц, занятых нетрадиционными видами деятельности - в сферах производства, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, госслужбы. Однако это мало влияет на занятость КМНС и уровень безработицы среди них чрезвычайно высок: 45% не имеют работы.


В районах наибольшей концентрации КМНС ситуация с занятостью еще сложнее. В Северо-Эвенском районе безработных 47,8%, т.е. превышение критического уровня уже в 4 раза. В Ольском - 54,2%, - превышение в 4,5 раза. В числе безработных представителей КМНС, зарегистрированных в службе занятости на начало 2005 г., - 40,4% составляли лица 18-29 лет, т.е. наиболее активного трудоспособного возраста. В 2008 г. проблема безработицы КМНС обострилась еще больше, несмотря на мероприятия, проводимые в соответствии с реализуемой в 2006 г. Областной целевой программой "Содействие трудовой занятости коренных малочисленных народов Севера" [68]. При мало изменившихся за этот период демографическом составе КМНС и доле трудоспособных, безработица среди них в основном районе проживания - Ольском - составила 61,3%. Тем самым, возросла по сравнению с 2005 г. на 7,1%, превысив критический уровень уже в 5,1 раза.


В основных видах традиционной деятельности занятость КМНС незначительна. В оленеводстве, например, занято по разным источникам от 107 до 152 человек. В том числе в оленеводческом хозяйстве УМСХП "Ирбычан" в Северо-Эвенском районе - 85-130 чел. В Среднеканском районе оленеводством занимаются 3 родовых общины: РОМН "Рассоха", включающие 11 чел., РОМН "Алы-Юрях" - 7 чел., РОМН и ЭГС "Каньон" - 4 человек. Собственно говоря, и вышеуказанной целевой программой намечено увеличить численность занятых в этой отрасли представителей КМНС к концу 2010 г. всего лишь до 180 человек. А еще больше - до 300 чел. - только к 2016 г. В другой традиционной для КМНС деятельности - рыболовстве - родовые общины и хозяйствующие субъекты обеспечивают постоянной работой немногим более 100 чел. В остальных видах традиционной деятельности уровень занятости КМНС еще ниже, кроме того, большей частью носит сезонный характер.


Что касается занятости представителей КМНС в нетрадиционных для них сферах деятельности, то она здесь значительно выше, чем в традиционных. Например, в Северо-Эвенском районе в 2008 г. из всех занятых КМНС в традиционных отраслях трудилось 19,7% в нетрадиционных, соответственно, 80,3%. Причем 55,9% составляли лица, работающие в нематериальной сфере: учреждениях образования, здравоохранения, культуры, административного управления и других государственных органах. Здесь численно преобладали женщины, тогда как среди занятых традиционными и нетрадиционными видами деятельности в материальном производстве было намного больше мужчин.


В сферах нематериального производства больше, чем в каких-либо других, представители КМНС занимают руководящие посты и должности специалистов. В том же Северо-Эвенском районе в сфере образования 6% представителей КМНС работают на должностях руководителей и 40% - на должностях специалистов. В сфере здравоохранения руководителей из их числа 11%, 23% специалистов. В сфере культуры 30% руководителей, 37% специалистов. В сфере административного управления 30% занятых КМНС занимают руководящие посты и 40% должности специалистов. И среди руководителей, и среди специалистов этих сфер деятельности большинство также составляют женщины.


Сферы занятости и занимаемые представителями КМНС должности, естественно, тесно коррелируют с уровнем их образования. При общем доминировании среди представителей КМНС лиц с незаконченным среднем образованием, включая занятых в традиционных и производственных нетрадиционных сферах деятельности, у занятых в рассматриваемых нематериальных сферах - преимущественно среднее специальное, а у многих - высшее образование. Однако наличие высокого уровня образования у КМНС, как впрочем, и у всех других трудоспособных жителей области, не гарантирует им возможность трудоустройства, тем более по имеющейся специальности. В том же Северо-Эвенском районе среди безработных КМНС, стоящих на учете в центре занятости населения, большинство составляли лица со средним специальным и даже с высшим образованием.


Это еще раз подтверждает, что к решению проблемы занятости представителей КМНС в Магаданской области требуется комплексный подход. Необходимо изыскивать возможности их трудоустройства в разных сферах деятельности и не делать большого акцента на традиционных для них видах. Надо оказывать содействие молодежи КМНС в получении такого специального образования, в овладении такими специальностями, которые востребованы или в скором времени будут востребованными в хозяйстве области согласно планируемому развитию ее отраслей и сфер. Нужны постоянные прямые контакты между специальными образовательными учреждениями с одной стороны и предприятиями (организациями) с другой на предмет согласования набора и выпуска учащихся, включая представителей КМНС, резервирования для них части рабочих мест и трудоустройства. Руководством области и исследователями не без основания всячески подчеркивается острота проблемы миграционного оттока населения в другие регионы и, соответственно, нестабильности и сокращения численности трудовых ресурсов. Но при этом как-то упускается из виду, что наиболее стабильная часть населения в области это как раз - КМНС, а, следовательно, выходцы из них - наиболее постоянные кадры для предприятия. В этом аспекте рассматривать занятость представителей КМНС, очевидно, не менее важно, чем в аспекте создания условий для активизации их традиционной деятельности. Конечно, это далеко не основной путь обеспечения предприятий стабильными кадрами, хотя бы уже из-за малой численности трудоспособных КМНС в области. Тем не менее, этот путь вполне продуктивен. Поэтому в числе мероприятий областной целевой программы "Содействие занятости коренных малочисленных народов Севера на 2006-2010 гг." наиболее значимыми являются мероприятия, которые рекомендованы администрациям районов. Они заключаются в том, чтобы "в Соглашениях с собственниками предприятий добиваться при выделении рабочих мест местному населению трудоустройства КМНС, их обучения, а не только приобретения материальных ресурсов, как это практикуется в настоящее время".


Безусловно, очень важна и прямая материальная поддержка КМНС. В частности - их субсидирование на конкурентной основе в рамках указанной целевой программы. Например, когда в 2007 г. победившие в конкурсе общины и хозяйствующие субъекты КМНС получили на развитие своих хозяйств из областного бюджета 2,5 млн рублей. В рамках другой областной целевой программы "Развитие оленеводства в Магаданской области на 2006-2010 гг." [77], на содержание поголовья оленей они получили около 6,2 млн руб., в т.ч. 3,8 млн руб. из федерального и около 2,4 млн руб. - из областного бюджетов. Исключительно важна и материальная поддержка, направленная на стимулирование у КМНС рождаемости. На основании соответствующих областных законов в том же 2007 г. 59 рожениц получили единовременное пособие общим размером 731 тыс. руб. Важны также и проводимые среди КМНС различного рода организационные мероприятия.


Вовлечение представителей КМНС в нетрадиционные для них сферы деятельности, их материальная и организационная поддержка, тем не менее, не снимают вопрос правового, организационного и материального обеспечения их международно признанного права на свой традиционный образ жизни и традиционное хозяйствование. К настоящему времени в этом отношении сделано уже многое.