Основной целью развития системы образования Магаданской области является предоставление качественных образовательных услуг населению, в том числе - жителям отдаленных и малонаселенных населенных пунктов области. Для достижения этой целей необходимо решить следующие задачи:
- реструктурировать и оптимизировать пространственную организацию и структуру сети образовательных учреждений области;
- формировать сеть образовательных учреждений в малонаселенных районах области на основе создания территориальных школьных объединений, включающих в себя общеобразовательные учреждения (начальные и основные) близко расположенных сел, либо на основе группирования вокруг опорной (базовой) общеобразовательной школы, расположенной в местном центре расселения, сети филиалов из начальных общеобразовательных школ, в том числе малочисленных (до 10 учащихся);
- реструктурировать образовательное пространство области путем интеграции учреждений общего и начального профессионального, дошкольного, дополнительного образования, сетевого взаимодействия образовательных учреждений, взаимного перемещения ресурсов с использованием информационных технологий, сети Интернет, организации дистанционного обучения;
- организовать школы-интернаты в районных центрах, где учащиеся из сел и поселков с малой численностью населения могли бы получать полноценное образование. Необходимость в организации интернатов обусловлена рассредоточенной системой расселения и низкой плотностью населения области;
- осуществлять строительство и организацию национальных школ в местах проживания коренных малочисленных народов Севера;
- осуществлять строительство новых школ, детских дошкольных учреждений, а также проводить реконструкцию и ремонт существующих объектов системы образования;
- улучшать материально-техническую базу учреждений образования;
- развивать рынок образовательных услуг, в том числе используя и поддерживая возможности малого предпринимательства в этой области;
- ввести обязательное обучение детей творчеству, в первую очередь изобразительному искусству (рисунок, живопись, лепка), для развития адаптивных приспособительных механизмов организма человека к условиям Крайнего Севера (см. раздел медико-социальная адаптация);
- предусмотреть во всех образовательных учреждениях возможности для ежедневных занятий физической культурой (помимо уроков физкультуры и спортивных мероприятий). Организовать лекции и обучающие программы по здоровому образу жизни в условиях Севера, рациональному питанию, закаливанию, отказу от вредных привычек (прежде всего курения), как основы и предупреждения заболеваний, характерных для жителей Крайнего Севера.
Для решения перечисленных задач по развитию системы образования определены следующие мероприятия (Таблица 14).