Дукатский серебряный узел (Омсукчанский район, месторождения серебра Дукат, Лунное). Магаданская область является лидером среди регионов Российской Федерации по объему добычи серебра, обеспечивая с 2003 г. более 50% общероссийского уровня добычи. Значительный рост объемов добычи серебра с 2003 г., обеспеченный деятельностью дочерних компаний ОАО "Полиметалл" - ЗАО "Серебро Территории" (месторождение Лунное) и "ЗАО "Серебро Магадана" (месторождение Дукат) частично компенсировал бюджетные потери территории от снижения объемов добычи золота. На фоне падения уровня добычи золота всевозрастающая добыча серебра стала вторым крупным направлением развития МСК и является существенным фактором стабилизации для экономики региона. <1>
________________
<1> Проблемы и перспективы социально-экономического развития Магаданской области / Н.В. Гальцева, О.В. Акулич, Г.Н. Ядрышников, О.А. Шарыпова, Е.М. Шершакова, О.С. Фавстрицкая; [отв. ред. Н.А. Горячев, Н.В. Гальцева]; СВКНИИ ДВО РАН. - Магадан: ООО "Полиарк", 2008, С. 33.
Сейчас объемы добычи серебра в пересчете на условное золото на уровне 9 тонн, рост его добычи в ближайшем времени может превратить область из золотодобывающего региона в серебродобывающий.
Дальнейший рост добычи планируется за счет вывода на полную производственную мощность перечисленных месторождений и ввода в эксплуатацию серебряных месторождений Гольцовое и Тидид в Омсукчанском районе.
Сусуманский золоторудно-россыпной узел (Сусуманский район, ведущее предприятие ОАО "СУСУМАНЗОЛОТО" с объемом добычи более 4 тонн драгоценного металла). Перспективы узла связаны с отработкой большого объема техногенных россыпей. Также немаловажную роль играет дражная добыча золота. В отдаленной перспективе планируется рудная добыча на месторождениях входящих в состав Яно-Колымской золоторудной провинции - Олбот (запасы золота - 100 тонн), Верхне-Хакчанское рудное поле (запасы золота - 150 тонн).
Колымский золотороссыпной и энергетический узел включает Ягоднинский район и Среднеканский район. Ягоднинский район: Колымская ГЭС: мощность - 900 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии - 3325 млн кВт·ч). Строительство ГЭС началось в 1970 г., в основном закончилось в 1996 г. Магаданская энергосистема изолирована, поэтому излишки электроэнергии не могут перебрасываться потребителям других регионов. В связи с этим на ГЭС летом вхолостую сбрасывается 50-60% годового стока реки, что составляет более 1 млрд кВт·ч.
Среднеканский район: ввод в действие Усть-Среднеканской ГЭС, для обеспечения возрастающей потребности Магаданской области в электроэнергии в связи с реализацией крупномасштабных проектов (в горной отрасли, создание перерабатывающих производств и пр.). Для доведения электроэнергии до существующих и новых потребителей, запланирован ввод нескольких линий электропередачи (ЛЭП).
По расчетам специалистов, с учетом потребности вновь вводимых горнорудных предприятий на территории области электропотребление к 2020 году составит более 5 млрд кВт в год, то есть возрастает более чем в 2 раза.
Магаданский промышленно-транспортный узел (Магадан - Сокол - Палатка). Наличие крупнейших транспортных объектов в Магадане и близлежащем пос. Сокол (56 км) определяет его специализацию как транспортного ядра Магаданской области. Морской торговый порт расположен в г. Магадане, на территории порта имеется вся необходимая для осуществления портовой деятельности инфраструктура. Около 98% грузов доставляется в регион морским транспортом и производство погрузочно-разгрузочных работ со всеми грузами осуществляется ОАО "Магаданский морской торговый порт" в границах территории Магаданского морского торгового порта. Отсутствие альтернативных путей доставки грузов в регион определяет востребованность в услугах морского торгового порта, которая является постоянной, и будет возрастать при условии развития промышленного производства на территории области. Преобразование морского торгового порта в международный с соответствующим оформлением при пересечении государственной границы Российской Федерации даст возможность иностранным судам заходить в порт для бункеровки и ремонта, что даст толчок развитию судоремонтного производства. Кроме того, станет возможным заход в морской порт г. Магадана иностранных судов, совершающих туристические круизные туры.
Выгодное географическое положение аэропорта (п. Сокол) способно обеспечить следующие направления подключения воздушного транспорта: к авиационному - внутреннему рынку авиауслуг путем увеличения географии полетов включая все субъекты, входящие в ДВФО; к международному рынку транзитных услуг: предоставление воздушных коридоров для международных транзитных полетов; диспетчерское сопровождение самолетов всех авиакомпаний, использующих Магаданские авиакоридоры, а также диспетчерское обслуживание взлета и посадки; прием самолетов дальних международных авиалиний для дозаправки топливом и технического обслуживания; межрейсовые пересадки пассажиров и переработку транзитных грузов и почты; гостиничное обслуживание, питание, туризм; поисково-спасательное обеспечение.
Завершение реконструкции аэропорта и морского торгового порта, позволит региону выйти на рынок стран АТР.
В поселке Палатка расположен таможенный пост, контролирующий передвижение товаров за пределы границ ОЭЗ. При возможном расширении границ ОЭЗ на всю территорию Магаданской области, необходимость существования таможенного поста в поселке Палатка исчезнет, и потребуется его организация на границах соседствующих субъектов: Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Хабаровский край, Камчатский край, не входящих в состав ОЭЗ".
Согласно существующей специализации следует выделить Прибрежный биоресурсный узел, включающий побережье Охотского моря вдоль Примагаданской зоны, Ольского района (Арманского округа), в котором в наибольших объемах ведется добыча рыбы и морепродуктов, а также их переработка. Добываемые биоресурсы составляют основу пищевой промышленности региона и порядка 70% экспортной продукции территории.