Недействующий

Об утверждении проекта "Обновление схемы территориального планирования Магаданской области" (с изменениями на 28 июля 2023 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 13.10.2023 N 697-пп)


11.7.1. Медико-социальные и этно-экологические особенности коренного населения Севера <1>


________________


<1> Источники: [221, 222, 223].


Отсутствие до последнего времени приемлемой для всех заинтересованных сторон концепции жизнеобеспечения народов Севера связано с существующим уже не одно столетие ошибочным представлением об их культурной и социально-экономической отсталости в сравнении с жителями средних широт, выбравших западный, техноцентрический тип развития своей цивилизации.


Сегодняшние дефекты в жизнеобеспечении человека на Севере заметно отражаются, прежде всего, на медико-демографических процессах. Некоторая стабилизация показателей смертности малочисленных народов Севера и Сибири в 1999 и 2000 годах не снимает, тем не менее, серьезной проблемы снижения показателей здоровья коренного населения.


Особенно остро эта проблема проявила себя в 1990-х годах - в период реформирования СССР, на фоне мощного социально обусловленного стресса.


Чем объяснить нарастающее ухудшение уровня здоровья коренного населения Севера в последнее десятилетие? Ведь именно эти жители Севера имеют эволюционно выработанные механизмы выживания в неблагоприятных климатогеографических условиях этих регионов. Данные ученых Сибирского отделения РАМН показали, что снижение устойчивости к заболеваниям у коренных жителей Сибири вызвано, прежде всего, негативным действием социально обусловленного стресса с изменением исторически выработанного уклада жизни.


Как отмечают специалисты, малочисленные народы оказались сегодня на большинстве территорий Севера и Сибири одной из самых незащищенных групп населения. Среди главных причин такого положения: тяжелые бытовые условия, недостаточный учет этнического своеобразия коренных народностей, их традиций и обычаев.


Известно, что наиболее эффективно сохранять здоровье, полноценную жизнедеятельность и воспроизводить новые поколения в экстремальных климатогеографических условиях, коренные жители Сибири и Севера смогли за счет подбора уклада жизни, особенностей языка, ритуалов, рационов питания, режимов труда и отдыха, семейных и культурных традиций, основных видов промыслов. Это был тип экологически сбалансированной, со всеми элементами окружающей его биосферы, жизнедеятельности человека. Одновременно вся деятельность человека, его кочевой образ жизни обеспечивали возможность воспроизводства всех затраченных природных ресурсов, растительного и животного мира.


Именно поэтому все попытки сменить коренным народам уклад жизни не увенчались успехом. Особенно ярко это проявилось на Крайнем Севере, где попытка планово "осчастливить" коренных жителей столкнулась с экологически непродуманной политикой освоения природных ресурсов. При этом совершенно не учитывалось, что исторически сложившееся здоровье каждого отдельного северного народа определяется комплексом семейных, общинных, культурных традиций, которые во многом прямо противоположны образу жизни, свойственному технократической цивилизации.


Так, требуемая оседлость способствовала ускорению истощения биологических природных ресурсов тундры и отчуждению коренных народов от традиционного хозяйственного быта. Благодаря "достижениям" цивилизации такие пищевые цепочки как, например, лишайники - олени - люди или речная и озерная рыба - человек, в значительной степени разрушились. Для коренных жителей изменение рационов питания за счет снижения потребления натуральных северных продуктов уже сегодня привело к снижению уровня здоровья.


Привычный для средних широт 8-часовой рабочий день не вписывался в замедленную на Севере скорость восстановительных процессов. Трехразовый, привязанный к определенным часам суток, прием пищи не соответствовал ритму процессов пищеварения в высоких широтах. Обеспечение продуктами питания из средних широт, без учета особенностей обменных процессов у северян, привело к нарастанию дезадаптивных расстройств и снижению устойчивости организма к экстремальным климато-геофизическим условиям.


Самые совершенные в средних широтах системы школьного образования - в условиях Севера препятствовали развитию у детей образного восприятия мира и образного мышления, являющихся для северян одним из важнейших адаптивных защитных механизмов. С этим хорошо согласуются сообщения ученых о повсеместном превалировании функции правого полушария, ответственного за творческую деятельность, у коренных жителей Севера, постепенном "отсеве" из популяции пришлого населения высоких широт по мере увеличения сроков проживания в экстремальных климато-геофизических условиях людей с недостаточной функцией правого полушария, а также более высокие показатели здоровья у лиц с высокой функцией правого полушария мозга на Севере [221].


При этом состояние психоэмоциональной сферы, регуляторные возможности центральной нервной системы оказываются определяющими для успешности протекания адаптивных процессов, эффективной подстройки функций гомеостатических систем к экстремальным изменениям экологических факторов.


Если обратиться к опыту коренных народов Крайнего Севера, которые на протяжении многих поколений приспосабливались к экстремальным климато-геофизическим факторам высоких широт, мы увидим большую привязанность коренных северян к художественному творчеству. Близкое знакомство с рисунками - как детей, так и взрослых - ошеломляет поразительной талантливостью и художественным видением окружающего мира. Такая тяга большинства представителей народностей, живущих в экстремальных условиях, к рисованию и другим проявлениям творчества не случайна.