Недействующий

 
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 2017 года N 384

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2020 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
 от 20 октября 2023 года N 1332

____________________________________________________________________


В целях развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Республики Татарстан на 2017 - 2020 годы (далее - Программа).

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан, а также предложить главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан в пределах своей компетенции принять меры по реализации Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН




Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 13 июня 2017 года N 384

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2020 ГОДЫ


 Введение


Программа развития сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Республики Татарстан на 2017 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в целях построения комплексной системы обеспечения увеличения доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также получения социального эффекта в виде повышения занятости сельского населения и сохранения сельского уклада жизни.

Роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в современной экономике состоит в объединении сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью создания условий для их экономического развития путем повышения товарности, конкурентоспособности производимой ими продукции и обеспечения доступности ее реализации.

В соответствии с российским законодательством процесс кооперации граждан и субъектов предпринимательской деятельности осуществляется через создание юридических лиц - кооперативов. Кооперативы различных видов, образуемые на сельских территориях, решают задачи обеспечения доступа своих членов к заемным ресурсам (сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы), снабжения их продукцией производственного и бытового назначения (снабженческие кооперативы), заготовки и сбыта сельскохозяйственной продукции (сбытовые кооперативы), переработки (перерабатывающие кооперативы) обеспечения занятости посредством совместного использования основных фондов (сельскохозяйственные производственные кооперативы).

Кооперативами может осуществляться не только закуп, переработка продукции, но и оказание услуг ветеринарии, искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, оформление бухгалтерской, налоговой отчетности, а также поставка членам кооператива скота, техники, оборудования, кормов. Социальная значимость кооперативов в решении вопросов жизнеустройства на селе должна способствовать созданию кооперативов в каждом крупном сельском поселении муниципальных районов Республики Татарстан.

Потенциал развития кооперации в Республике Татарстан определен рядом особенностей функционирования малых форм хозяйствования в регионе.

В Республике Татарстан на 1 января 2017 г. проживают 909 тыс. человек сельского населения, что составляет 23,4 процента общей численности.

Имеется 451 тысяча личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ), почти 5 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), которые в 2016 году произвели сельхозпродукции на 128,1 млрд рублей, или 53,7 процента от республиканских объемов, в т.ч. КФХ - на 19,8 млрд рублей, ЛПХ - на 108,3 млрд рублей.

В пользовании у ЛПХ находится 113,7 тыс. гектаров земель. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах населения составляет 297,8 тыс. голов, в том числе 111,1 тыс. коров, также имеется 48,6 тыс. свиней, 338 тыс. овец и коз, 1,9 млн голов различной птицы.

Среднегодовой объем производимых ими скота и птицы в живом весе составляет 128,3 тыс. тонн, или 26,5 процента от объемов в хозяйствах всех категорий, молока - 563 тыс. тонн (31,8 процента).

В пользовании КФХ находится более 276 тыс. гектаров пашни, или 8 процентов площади всей пашни региона. Поголовье крупного рогатого скота в КФХ насчитывает 90,6 тыс. голов, в том числе 32 тыс. коров, 12 тыс. свиней, 45 тыс. овец и коз, свыше 2 млн голов птицы. В 2016 году фермерскими хозяйствами республики произведены 141,2 тыс. тонн молока и 16,5 тыс. тонн мяса.

Многое в развитии этого сектора зависит от решения вопросов сбыта продукции, ее переработки, с тем чтобы добавленная стоимость оставалась в республике, повышая доходы всех участников продовольственной цепочки.

С 2015 года запущена программа грантовой поддержки кооперативов, с помощью грантов созданы и развиваются 11 кооперативов по переработке молока, мяса и овощей, получившие на эти цели 110,6 млн рублей.

Примером успешной работы грантовой поддержки может служить кооператив "Индейка" из Зеленодольского района по производству и переработке индюшатины, который активно вовлекает в кооперацию других производителей, обеспечивая их молодняком птицы, кормами, а далее, закупая выращенное ими поголовье, забивает его и помогает реализовывать.

В рамках реализации мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса Республики Татарстан субсидирование части затрат на приобретение новой техники и оборудования в 2016 году составило 34,7 млн рублей.

Для организации сбыта продукции КФХ, ЛПХ и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в г. Казани функционируют 7 шатровых площадок, расположенных в спальных районах шаговой доступности.

Выделяются 2 площадки для ярмарочной торговли в г. Казани для передачи в управление Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана с целью организации сезонных универсальных ярмарок. Министерство информатизации и связи Республики Татарстан совместно с Ассоциацией фермеров и крестьянских подворий Татарстана разрабатывает интернет-портал для создания интернет-магазина по реализации продукции.

Организуется работа через создание в муниципальных районах агропромышленных парков в сельской местности с организационно-правовой формой "Сельскохозяйственный потребительский кооператив" для объединения КФХ и ЛПХ с целью производства необходимого сырья для последующей переработки, фасовки и сертификации поставки продукции торговым сетям. Достигается и основная цель - распределение добавленной стоимости между пайщиками пропорционально доли участия, решается задача о выделении специализированных секций для продажи продукции фермеров. У сельчан появляется стимул реализации излишков продукции и большего воспроизводства на основе гарантированного сбыта. С 2017 года планируется начало строительства 6 агропромышленных парков в Сабинском, Бугульминском, Альметьевском, Заинском, Дрожжановском, Кукморском районах, а впоследствии и в других районах республики.


1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Наряду с основными целями Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 (далее - Госпрограмма), важными задачами также являются:

повышение конкурентоспособности республиканской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в условиях импортозамещения;

устойчивое развитие сельских территорий;

воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов;

развитие производственно-сбытовых возможностей для КФХ, ЛПХ и других сельскохозяйственных производителей с целью соответствия их требованиям торговых сетей и реализации продукции кооперативов через указанный канал сбыта.

При этом входящая в состав Госпрограммы Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" выдвигает в качестве самостоятельной цели необходимость развития сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качества жизни населения в сельской местности.

Действуя на высококонкурентном рынке, сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением отдельных крупных вертикально интегрированных структур) получают в качестве выручки от реализации своей продукции лишь малую долю той цены, которую платит конечный потребитель. Прибыль, образовавшаяся на всех этапах переработки и реализации продукции, не поступает сельскохозяйственному товаропроизводителю, что негативно сказывается на возможности достижения целей и решения задач Госпрограммы.

Таким образом, развитие всех видов сельской кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяйственного производства, сохранения занятости на селе, повышения покупательной способности сельского населения и в конечном счете устойчивого развития сельских территорий.

Начинающие кооператоры сталкиваются с рядом серьезных проблем, важнейшими из которых являются недостаток первоначального капитала и высокая стоимость привлеченных финансовых ресурсов. Создание и развитие кооператива требует от его членов мобилизации значительных материальных ресурсов, отсутствующих у сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей, либо привлечения заемных средств, что создает значительную нагрузку на будущих членов кооператива.

Отдельной проблемой является дефицит профессиональных, основанных на практическом опыте консультационных услуг по управленческим, экономическим, налоговым, бухгалтерским, финансовым и правовым вопросам; недостаток подготовки, дополнительного профессионального образования менеджеров и других работников кооперативов.

Без решения указанных проблем действующие в сельской местности кооперативы не смогут выдержать конкуренции с частным бизнесом и в значительной степени не смогут начать или будут вынуждены прекратить свою деятельность. Предусмотренные в настоящее время на федеральном уровне меры государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как показывает практика, не стимулируют развитие кооперации, поскольку применение данных мер не связано с участием сельскохозяйственного производителя в кооперативах, их капитализацией и ростом объема оказываемых услуг. Кроме того, действующие меры поддержки не в должной мере охватывают такой традиционный институт кооперации населения, как потребительские общества.

При сохранении инерционного сценария развития кооперативный сектор не получит источника для своего качественного развития, в том числе из-за разобщенности сельскохозяйственных товаропроизводителей - малых форм хозяйствования, которые из-за недостаточности мощностей переработки сельскохозяйственной продукции систематически недополучают доходы.


2. Основные цели и задачи Программы


Целью реализации Программы является развитие всех видов сельской кооперации и, прежде всего, системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на селе как основного механизма обеспечения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей, малых форм хозяйствования, потребительских обществ к рынкам реализации сельскохозяйственной продукции, улучшения качества жизни в сельской местности.

В рамках Программы будут решаться следующие задачи: стимулирование создания сельскохозяйственными товаропроизводителями, включая малые формы хозяйствования, сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих и сбытовых кооперативов и развития потребительской кооперации на селе;

обеспечение условий для создания и модернизации материально-технической базы кооператива - создание (приобретение, ремонт, модернизация, перепрофилирование, возведение) производственных зданий, строений, помещений, цехов, оснащение лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой, перерабатываемой и т.д.) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции) и приобретение оборудования, предназначенного для заготовки, хранения, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки и охлаждения мяса и птицы, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки, транспортировки сельскохозяйственной продукции, приобретение специализированного транспорта, прицепов, полуприцепов, вагонов, модулей, контейнеров для сельскохозяйственной продукции (в том числе с использованием лизинга).


3. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты


Основным результатом реализации Программы является развитие взаимосвязанных звеньев единого технологического процесса: от производства сырья до сбыта готовой (подготовленной и (или) переработанной) сельскохозяйственной продукции посредством объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей в кооперативы.

Непосредственным результатом от реализации мероприятий по развитию сельскохозяйственной кооперации в Республике Татарстан является рост количества перерабатывающих и сбытовых кооперативов, рост количества рабочих мест в сельской местности, закрепление кадров на селе и стабилизация численности сельского населения.

Создание и развитие материально-технической базы кооперативов позволит:

обеспечить за счет участия в работе кооперативов доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к современным технологиям хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

снизить финансовые потери сельскохозяйственных производителей, не имевших производственную базу для хранения и переработки сельскохозяйственного сырья за счет снижения непроизводственных потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей;

стимулировать производство качественной сельскохозяйственной продукции;

повысить конкурентоспособность деятельности малых форм на рынке сельскохозяйственной продукции;

увеличить доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;

создать условия для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности;

получить социальный эффект в виде повышения занятости сельского населения в малых формах хозяйствования, в том числе в личных подсобных хозяйствах, и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности;

создать условия для выхода местных поставщиков продовольственной продукции в торговые сети.

Перечень мероприятий Программы прилагается.


4. Сроки реализации Программы


Программа реализуется в 2017 - 2020 годах.


5. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы


5.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели:

Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей Российской Федерации и Республики Татарстан в области сельского хозяйства:

повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства;

устойчивому развитию сельских территорий;

повышению занятости и уровня жизни сельского населения;

повышению продовольственной безопасности Республики Татарстан.

5.2. Социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы.

В результате реализации программных мероприятий планируется рост объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйств, малых и средних сельскохозяйственных организаций.

5.3. Оценка рисков реализации Программы.

К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»