Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2020 ГОДЫ


I. Современное состояние системы кадетского образования в Республике Татарстан


В регионе сформирована сеть кадетских образовательных организаций различного типа и направленности на базе общеобразовательных организаций, в том числе государственных:

11 кадетских школ-интернатов,

3 кадетские школы,

1 кадетский корпус.

Общая численность кадетов в республике составляет более 4 тыс. человек. По социальному составу: 36,6 процента - дети из неполных семей, 3,2 процента - дети-сироты и дети, находящиеся под опекой, 17,8 процента - дети из многодетных семей, 1,9 процента - дети из неблагополучных семей, 1,7 процента - дети военнослужащих.

В 12 муниципальных общеобразовательных организациях Республики Татарстан функционируют кадетские классы с общим охватом более 2 000 обучающихся, в т.ч. в г. г. Казани (4), Буинске (1), Набережные Челны (1), Альметьевске (2), Елабуге (1), Алексеевском (1), Лаишевском (2) муниципальных районах.

Таким образом, в Республике Татарстан сформирована модель кадетского образования, где основными учредителями образовательных организаций являются Министерство образования и науки Республики Татарстан или исполнительные комитеты Республики Татарстан. Модель кадетского образования включает в себя:

кадетский корпус;

кадетские школы-интернаты (кадетские школы) с возможностью интернатного содержания и полного пансиона воспитанников или с частичным пансионом (только прием пищи) - с 1 (5) по 11 классы, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и профильного предпрофессионального образования, в соответствии с решением учредителя;

общеобразовательные школы с кадетскими классами и кадетские классы муниципального уровня - с 5 по 11 классы, реализующие образовательные программы основного общего, среднего общего образования с углубленной спортивной и военно-патриотической направленностью основных и дополнительных программ, являющиеся организациями кадетского воспитания, но не кадетского образования.

В целом ежегодно около 25 процентов выпускников кадетских образовательных организаций продолжают обучение в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Важным импульсом развития кадетского образования в республике стал проект "КаДетство", реализуемый аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, в рамках которого в 2014 году в г. Нижнекамске открыт "Татарстанский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза Гани Сафиуллина". В нем обучаются 250 человек, из них 72 процента - дети из муниципальных районов Республики Татарстан. Программы дополнительного образования реализуются по следующим направлениям: военно-патриотическое, техническое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, лингвистическое и культурологическое, естественно-научное.

Разработка Концепции развития кадетского образования в Республике Татарстан представляется стратегическим образовательным проектом. Эта актуальность обусловлена действием комплекса следующих социальных, мотивационно-ценностных факторов, определяющих востребованность, результативность функционирования кадетского образования и тем самым необходимость его развития в республике:

возрастающими требованиями к кадетскому образованию как к важному социально-педагогическому институту, который может и должен становиться более эффективным;

объективной потребностью в формировании целостной системы кадетского образования, адекватно отражающей новые вызовы времени, условия, тенденции и особенности современного социокультурного развития;

новыми возможностями развития системы кадетского образования, открывающимися в результате оптимального использования накопленного опыта педагогических и управленческих кадров республики, уровня их компетенций, а также реальными возможностями усиления ресурсного, информационного, учебно-методического, воспитательного, развивающего потенциала кадетских образовательных организаций;

необходимостью активизации участия общественных институтов, ведомств и организаций в решении задач кадетского образования, развития личности обучающегося, обретения ею духовно-нравственного и социального опыта.

Проведенный SWOT-анализ выявил сильные и слабые стороны развития кадетского образования в Республике Татарстан.