КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2017 года N 386

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2020 ГОДЫ


Во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и в целях повышения эффективности кадетского образования Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2017 - 2020 годы.

2. Министерству образования и науки Республики Татарстан в двухнедельный срок утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2017 - 2020 годы.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН






Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 14 июня 2017 года N 386

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2017 - 2020 ГОДЫ


Концепция развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2017 - 2020 годы (далее - Концепция) - стратегический документ в области региональной государственной образовательной политики. Он определяет общий вектор и приоритетные направления развития кадетского образования в республике как значимого социально-педагогического, социокультурного явления, обладающего большим обучающим, воспитательным, развивающим потенциалом на 2017 - 2020 годы.

Концепция ориентирована на совершенствование и повышение эффективности кадетского образования, которое в современных условиях может и должно стать одним из приоритетных направлений в системе отечественного общего образования. Она разработана на основе анализа состояния и тенденций кадетского образования в Российской Федерации и Республике Татарстан.

Концепция раскрывает:

современное состояние кадетского образования в Республике Татарстан;

основные задачи и направления развития кадетского образования в Республике Татарстан;

ожидаемый результат от реализации Концепции.

Концепция служит основанием разработки программы развития кадетского образования в Республике Татарстан.

Основные понятия, используемые в Концепции:

кадетский корпус - общеобразовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в целях военно-патриотического воспитания, подготовки детей и молодежи к военной и гражданской службе;

кадетская школа-интернат - общеобразовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, где созданы условия для проживания обучающихся;

кадетская школа - общеобразовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами;

кадетские классы - классы кадетского образования, созданные в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами;

кадет - участник образовательного процесса в кадетском классе, кадетской школе и кадетской школе-интернате, кадет готовится на основе интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.


I. Современное состояние системы кадетского образования в Республике Татарстан


В регионе сформирована сеть кадетских образовательных организаций различного типа и направленности на базе общеобразовательных организаций, в том числе государственных:

11 кадетских школ-интернатов,

3 кадетские школы,

1 кадетский корпус.

Общая численность кадетов в республике составляет более 4 тыс. человек. По социальному составу: 36,6 процента - дети из неполных семей, 3,2 процента - дети-сироты и дети, находящиеся под опекой, 17,8 процента - дети из многодетных семей, 1,9 процента - дети из неблагополучных семей, 1,7 процента - дети военнослужащих.

В 12 муниципальных общеобразовательных организациях Республики Татарстан функционируют кадетские классы с общим охватом более 2 000 обучающихся, в т.ч. в г. г. Казани (4), Буинске (1), Набережные Челны (1), Альметьевске (2), Елабуге (1), Алексеевском (1), Лаишевском (2) муниципальных районах.

Таким образом, в Республике Татарстан сформирована модель кадетского образования, где основными учредителями образовательных организаций являются Министерство образования и науки Республики Татарстан или исполнительные комитеты Республики Татарстан. Модель кадетского образования включает в себя:

кадетский корпус;

кадетские школы-интернаты (кадетские школы) с возможностью интернатного содержания и полного пансиона воспитанников или с частичным пансионом (только прием пищи) - с 1 (5) по 11 классы, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего и профильного предпрофессионального образования, в соответствии с решением учредителя;

общеобразовательные школы с кадетскими классами и кадетские классы муниципального уровня - с 5 по 11 классы, реализующие образовательные программы основного общего, среднего общего образования с углубленной спортивной и военно-патриотической направленностью основных и дополнительных программ, являющиеся организациями кадетского воспитания, но не кадетского образования.

В целом ежегодно около 25 процентов выпускников кадетских образовательных организаций продолжают обучение в образовательных организациях высшего образования, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Важным импульсом развития кадетского образования в республике стал проект "КаДетство", реализуемый аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, в рамках которого в 2014 году в г. Нижнекамске открыт "Татарстанский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза Гани Сафиуллина". В нем обучаются 250 человек, из них 72 процента - дети из муниципальных районов Республики Татарстан. Программы дополнительного образования реализуются по следующим направлениям: военно-патриотическое, техническое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, лингвистическое и культурологическое, естественно-научное.

Разработка Концепции развития кадетского образования в Республике Татарстан представляется стратегическим образовательным проектом. Эта актуальность обусловлена действием комплекса следующих социальных, мотивационно-ценностных факторов, определяющих востребованность, результативность функционирования кадетского образования и тем самым необходимость его развития в республике:

возрастающими требованиями к кадетскому образованию как к важному социально-педагогическому институту, который может и должен становиться более эффективным;

объективной потребностью в формировании целостной системы кадетского образования, адекватно отражающей новые вызовы времени, условия, тенденции и особенности современного социокультурного развития;

новыми возможностями развития системы кадетского образования, открывающимися в результате оптимального использования накопленного опыта педагогических и управленческих кадров республики, уровня их компетенций, а также реальными возможностями усиления ресурсного, информационного, учебно-методического, воспитательного, развивающего потенциала кадетских образовательных организаций;

необходимостью активизации участия общественных институтов, ведомств и организаций в решении задач кадетского образования, развития личности обучающегося, обретения ею духовно-нравственного и социального опыта.

Проведенный SWOT-анализ выявил сильные и слабые стороны развития кадетского образования в Республике Татарстан.


SWOT-анализ

S

 Сильные стороны развития кадетского образования в Республике Татарстан

 Значительный опыт инновационной деятельности кадетских образовательных организаций различных видов и направленности;

 высокий уровень интереса общественности, субъектов образовательных отношений к кадетским образовательным организациям (данные социологических исследований);

 объединение усилий государства, бизнес-сообществ, общественности вокруг вопросов, связанных с кадетским образованием и его развитием;

 значительный объем финансовых ресурсов, направляемых в систему воспитания и социализации обучающихся в кадетских образовательных организациях;

 наличие крупных образовательных и исследовательских центров, способных разрабатывать и внедрять современные проекты в сфере развития кадетского образования;

 опыт разработки федеральных и региональных проектов в области воспитания и социализации обучающихся;

 развитая региональная и этнокультурная составляющие системы воспитания

W

 Слабые стороны развития кадетского образования в Республике Татарстан

 Недостаточная разработанность нормативно-правового обеспечения/сопровождения развития кадетского образования;

 отсутствие комплексных психолого-педагогических исследований в сфере кадетского образования и его развития;

 недостаточный уровень учебно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом его вариативности и специфики "кадетских дисциплин";

 отсутствие эффективной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров системы кадетского образования в области воспитания и дополнительного образования;

 недостаточный уровень обновления материально-технической базы;

 недостаточно разработанная система диагностических и мониторинговых исследований качества кадетского образования и достижения личностных результатов обучающихся;

 отсутствие системы материального стимулирования воспитательной деятельности по конечным результатам;

 отсутствие единых требований к отбору и приему учащихся в кадетские образовательные организации;

 несовершенство системы выявления и работы с одаренными детьми в кадетских образовательных организациях

O
 Возможности развития кадетского образования в Республике Татарстан

 Повышенное внимание Правительства Республики Татарстан к вопросам развития системы образования, в том числе кадетского;

 содержательное обогащение и расширение использования новых форм обучения, воспитания и развития в кадетских образовательных организациях, позволяющих повысить качество подготовки и конкурентоспособность их выпускников;

 возрастающие запросы общества к активному развитию кадетского образования;

 значительный потенциал взаимодействия и интеграции кадетских образовательных организаций и социальных партнеров, в том числе бизнес-сообществ;

 внедрение новых форм и методов контроля качества кадетского образования, оценки эффективности деятельности кадетских образовательных организаций;

 активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс;

 повышение эффективности системы дополнительного профессионального образования

T
 Угрозы развитию кадетского образования в Республике Татарстан

 Несовершенство нормативно-правового сопровождения развития кадетского образования;

 отсутствие единых требований к уровню подготовки выпускников кадетских образовательных организаций;

 отсутствие целостной и эффективной системы управления системой кадетского образования;

 недостаточный уровень материально-технической базы, спортивного и медицинского обеспечения;

 отсутствие качественной системы отбора и воспроизводства педагогических кадров в кадетских образовательных организациях;

 отсутствие системных научных исследований состояния и проблем кадетского образования, его ресурсного обеспечения


 II. Основные задачи и направления развития кадетского образования в Республике Татарстан на 2017 - 2020 годы


Современное кадетское образование как социально-педагогическое явление интегрирует в себе:

личностную ценность - формирование ценностного отношения к себе и качеств лидера - будущего командира, руководителя, организатора, государственного (военного и гражданского) служащего;

общественную ценность - формирование товарищества, кадетского братства, ответственности, позволяющих адекватно адаптироваться в коллективах, обществе;

государственную ценность - образование как фактор профессионализма, карьерного роста, формирования способности достойного служения Отечеству и обеспечения его национальной безопасности.

Цель развития кадетского образования в республике заключается в создании оптимальной системы профильного образования, обеспечивающей целенаправленный, эффективный процесс обучения, воспитания и развития высокообразованной, духовно-нравственной личности, способной найти достойное место как на военном, так и на гражданском поприще.

Задачи развития кадетского образования:

1. Создание единого концептуального и нормативно-правового пространства региональной системы кадетского образования.

2. Совершенствование системы управления кадетским образованием.

3. Повышение качества кадрового обеспечения развития кадетского образования, включая предварительный отбор, повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических и руководящих кадров.

4. Развитие информационного, психолого-педагогического и учебно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе организация консультационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов кадетских образовательных организаций.

5. Укрепление материально-технической базы кадетских образовательных организаций.

6. Совершенствование социального партнерства кадетских образовательных организаций, взаимодействия с организациями дополнительного образования детей, общественными организациями.

7. Создание системы оценки качества деятельности кадетских образовательных организаций.

8. Организация региональных научных исследований по проблемам развития кадетского образования.

К числу ведущих социально-педагогических принципов, которые являются важным условием реализации цели и задач развития кадетского образования, относятся:

признание высокой социальной значимости государственной службы, как на военном, так и на гражданском поприще, преданность органам государственной власти, патриотизм - нравственный стержень личности, определяющий готовность к достойному служению Отечеству;

научность, позволяющая выявлять, определять содержание педагогического наследия кадетского образования и передовой педагогический опыт, духовно-нравственные ценности и традиции кадетов, проектировать их реализацию в современных кадетских образовательных организациях;

системность, преемственность и непрерывность в развитии кадетского образования с учетом особенностей различных возрастов и категорий кадетов, многообразие форм, методов и средств обучения, воспитания и развития обучающихся.

Специфическими педагогическими принципами кадетского образования являются:

воспитание примером. Кадеты, естественно, подражали, подражают и будут подражать педагогам, офицерам-воспитателям в умении носить форму одежды, красиво говорить, правильно ходить, держать осанку. Поэтому офицеры-воспитатели, преподаватели не позволяют себе, например, держать руки в карманах, жестикулировать при разговоре, употреблять жаргонные слова, быть неряшливо одетыми или небритыми, курить в присутствии кадетов;

равенство всех кадетов независимо от их возраста, социального прошлого, титулов, чинов родителей, их материального состояния, личного интеллектуального и физического развития;

воспитание трудом - подготовка кадетов к самообслуживанию в быту, формирование опрятности, добросовестности, готовности выполнить любую, пусть и неприятную, но нужную работу и научить другого тому, что умеешь делать сам. Наказание трудом категорически запрещается.

К основным направлениям развития кадетского образования в Республике Татарстан следовало бы отнести:

нормативно-правовое направление - разработка нормативной базы, определяющей механизмы, институты развития кадетского образования с учетом региональной специфики Республики Татарстан в соответствии с государственной образовательной политикой;

организационно-управленческое направление - организация межведомственного взаимодействия в области разработки и реализации моделей социально-педагогической поддержки воспитания и успешной социализации обучающихся, воспитательных, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых и других программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;

кадровое направление - разработка и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров в сфере кадетского образования; пополнение банка лучших инновационных образовательных практик; освоение и распространение эффективного опыта кадетского образования;

информационно-технологическое направление - организация на современной технологической базе информационной поддержки учебно-методического сопровождения деятельности кадетских образовательных организаций, образовательного процесса с привлечением региональных образовательных ресурсов (средства массовой информации, интернет-сайты, страницы сайтов образовательных организаций, интернет-конференции, вебинары, форумы и т.п.);

мониторинговое направление - создание системы организации и осуществления мониторинга и экспертизы эффективности комплекса мер по развитию, оценке качества кадетского образования.

Реализация данных направлений способствует реализации ключевых воспитательных направлений в учебном процессе и системе дополнительного образования:

духовно-нравственное направление - осознание кадетами высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, формирование способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности, поведении. Направление включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения и качеств: чести, долга, ответственности, верности присяге и кадетскому братству;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»