Важнейшая роль в сфере использования и охраны водных объектов, своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, обеспечения разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов, а также оценки эффективности мероприятий по охране водных объектов отводится государственному мониторингу водных объектов - системе наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов.
Всего на территории Свердловской области действуют 82 створа государственной гидрохимической сети и 46 створов государственной гидрологической сети.
Состояние сети режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод характеризуется сокращением количества пунктов гидрохимических наблюдений, отбираемых проб воды и донных отложений, выполняемых аналитических работ.
Сокращение количества постов и программ наблюдений, использование методической базы прогнозов, основывающейся на применении устаревших методов и технологий, обусловили устойчивую тенденцию ухудшения качества гидрологических прогнозов.
За счет средств федерального бюджета на территории Свердловской области ведется государственный мониторинг состояния недр. Основной и наиболее реализованной подсистемой мониторинга состояния недр является мониторинг подземных вод. В рамках работы "Учет подземных вод и их использование на территории Свердловской области" ежегодно готовится сводная информация о состоянии ресурсной базы и использовании подземных вод. Также ежегодно выходит информационный бюллетень о состоянии недр территории Уральского федерального округа. Основой для создания сводных документов являются результаты мониторинга, проводимого на локальном уровне за счет средств недропользователей в рамках лицензионных соглашений.
Таким образом, современное состояние водохозяйственного комплекса Свердловской области характеризуется рядом проблем, основными из которых являются:
1) нерациональное использование водных ресурсов;
2) высокая степень износа гидротехнических сооружений;
3) наличие дефицита водных ресурсов по Екатеринбургскому промышленному узлу в маловодный период;
4) несоответствие качества питьевой воды, потребляемой значительной частью населения, гигиеническим нормативам, а также ограниченный уровень доступа населения к централизованным системам водоснабжения;
5) низкая доля использования подземных вод в системе питьевого водоснабжения Свердловской области;
6) отсутствие защищенных питьевых подземных источников в ряде городов Свердловской области.