Действующий

Об утверждении Стратегии развития архивного дела в Свердловской области на период до 2030 года (с изменениями на 24 декабря 2021 года)



Глава 1. ПРИОРИТЕТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ


Предполагается, что развитие архивного дела в данный период будет обусловлено прежде всего темпами роста потенциала Архивного фонда Российской Федерации как важной части историко-культурного наследия, документальных информационных ресурсов региона, а также повышением качества оказываемых государственных услуг.


В Стратегии учтены и наиболее серьезные риски, указанные в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05 декабря 2016 года N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации", которые могут повлиять на состояние архивного дела, к ним относятся угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России, в том числе: неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, другой открытой социально значимой информации; дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы.


За 2004 - 2016 годы в Российской Федерации реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения информационной безопасности. Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности в сфере архивного дела. Приняты Федеральные законы от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов, регламентирующих общественные отношения в информационной сфере. Принят Закон Свердловской области от 15 марта 2005 года N 5-ОЗ "Об архивном деле в Свердловской области".


Осуществлены мероприятия по обеспечению информационной безопасности в областных государственных архивах, получена лицензия на деятельность областных государственных архивов в области защиты государственной тайны.


Наибольшую опасность информационной безопасности областных государственных архивов представляют ухудшение состояния и постепенный упадок объектов российского культурного наследия, включая архивы, ввиду недостаточного финансирования соответствующих программ и мероприятий.


В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Свердловской области и других субъектов отношений в информационной сфере, выработки необходимых решений необходимо формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействие организациям в повышении эффективности работы.


Недостаточность финансирования деятельности областных государственных архивов и, как следствие, приостановка комплектования документами Архивного фонда Российской Федерации в связи с отсутствием свободных площадей в трех областных государственных архивах (государственное казенное учреждение Свердловской области "Государственный архив Свердловской области", государственное казенное учреждение Свердловской области "Государственный архив административных органов Свердловской области", государственное казенное учреждение Свердловской области "Государственный архив в городе Красноуфимске"). На 01.01.2016 загруженность архивохранилищ областных государственных архивов составляет более 100 процентов. В результате в ближайшей перспективе невозможно будет осуществить прием порядка 500 тыс. единиц хранения архивных документов от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на основе договоров, государственных органов Свердловской области, муниципальных архивов, а также организаций - источников комплектования, что, безусловно, ведет к увеличению количества документов, находящихся в ведомствах сверх установленного срока. Недостаток свободных площадей ведет к размещению архивных документов в условиях, не соответствующих всем требованиям нормативных режимов хранения.


В данной ситуации потребуется и увеличение субвенций на содержание документов, отнесенных к государственной собственности Свердловской области, временно хранящихся в муниципальных архивах.


Кроме того, в условиях устойчивого роста востребованности архивной информации потребуется обеспечить не только качественно новый уровень развития архивного дела в Свердловской области, но и на основе внедрения инновационных технологий осуществить модернизацию и технологическое обновление архивной службы Свердловской области.


Для достижения поставленных целей и решения задач в рамках Стратегии с учетом принципов и критериальных оценок развития архивного дела определены основные направления и приоритетные меры по ее реализации.


1. Повышение качества и степени доступности для населения и организаций информационных архивных услуг.


Как показывает анализ, наблюдается значительный рост количества запросов, поступающих в архивы Свердловской области. Так, в 2015 году исполнено более 120 тыс. запросов, что на 25 тыс. больше показателей 2011 года и почти в 2 раза больше показателей 2007 года.


В связи с участием архивов в мероприятиях по представлению информации в рамках пенсионной реформы, информационному обеспечению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2030 году данная тенденция сохранится.


Для повышения результативности информационной деятельности архивов предполагается реализовать следующую систему мер: