Действующий

О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года (с изменениями на 16 декабря 2021 года)



Таблица 1.2.3.3



Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам обрабатывающего производства в городах-миллионниках

Города

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам обрабатывающего производства, млрд руб.

Отношение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам обрабатывающего производства

2005 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2005 г.

2014 г.

Омск

208,0

369,1

480,7

556,0

566,4

584,1

3,8

2,6

Пермь

148,5

335,8

445,6

473,9

504,4

555,0

2,7

2,5

Уфа

183,8

364,7

454,2

517,9

531,9

541,5

3,4

2,4

Челябинск

122,3

273,0

329,6

335,1

321,6

362,1

2,2

1,6

Волгоград

120,3

229,9

273,3

311,3

306,7

337,7

2,2

1,5

Екатеринбург

73,5

172,1

204,2

223,4

270,3

302,9

1,3

1,3

Нижний

Новгород

106,5

143,0

199,7

220,2

256,4

295,2

2,0

1,3

Красноярск

78,6

150,2

178,5

205,0

215,2

254,3

1,4

1,1

Самара

88,1

197,8

174,2

175,6

185,9

228,3

1,6

1,0

Казань

54,5

130,4

159,8

183,5

198,8

224,4

1,0

1,0

Ростов-на-Дону

68,3

120,7

155,4

163,2

162,4

208,0

1,3

0,9

Новосибирск

56,4

123,2

132,5

151,6

166,8

202,3

1,0

0,9

Воронеж

42,4

71,4

93,7

105,2

116,6

135,6

0,8

0,6


Структура промышленности Казани до 2030 года в основном будет сохраняться с постепенной ее оптимизацией в ходе кластерной активации. В соответствии со стратегией развития республики "Татарстан 2030" приоритетом станет формирование кластеров "умной" экономики, которые должны производить новую продукцию, материалы и технологии с высокой добавленной стоимостью. Для обеспечения опережающего развития промышленного производства предприятия и организации Казани должны быть ориентированы на выпуск конкурентной, наукоемкой и технологичной продукции.


Приоритетными отраслями промышленного комплекса города в 2030 году должны стать:


- приборостроение;


- химическая промышленность;


- радиоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь;


- производство фармацевтической продукции;


- биотехнологии и высокотехнологичная медицина;


- пищевая промышленность;


- крупное и среднее машиностроение.


Развитие этих направлений будет способствовать активизации инвестиционного процесса, усилит стимулы технического перевооружения производства, повысит конкурентоспособность предприятий Казани.


Вместе с тем весь производственный комплекс испытывает внешнеэкономическое давление, дефицит современных технологий и зависимость от объемов государственного заказа. Эффективность хозяйственной деятельности существующих предприятий и конкурентоспособность их продукции ограничивается моральным и физическим износом производственных фондов.


Ограниченность бюджетных ресурсов и дороговизна заемных средств затрудняют как полное обновление промышленной базы, так и ее вывод на периферию и за пределы города. У легкой промышленности возможностей модернизации практически нет, поэтому в будущей экономике Казани она может сжаться до народных промыслов или преобразоваться в современные креативные индустрии. Возможностью обновления основных фондов и модернизации производств при реализации соответствующих федеральных программ и поддержке руководства республики обладают такие отрасли, как химия и нефтехимия, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, а также предприятия военно-промышленного комплекса. В последующем крупные модернизированные предприятия должны стать ядром технологических наукоемких кластеров, включающих скопления субъектов малого предпринимательства. Модернизация указанных отраслей промышленности с повышением экологической безопасности и уменьшение их санитарно-защитных зон позволят развиваться территориям вокруг этих производств.


Ключевые вызовы: