Действующий

О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года (с изменениями на 16 декабря 2021 года)



Таблица 1.2.1.3



Количество образовательных организаций, 2010 - 2014 гг., ед.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Число общеобразовательных организаций

193

191

191

189

189

в том числе:

государственных и муниципальных

187

184

184

183

182

частных

6

7

7

6

7

Число учреждений СПО

30

29

28

28

28

Число образовательных организаций ВО

23

22

20

21

21

в том числе:

государственных

13/12

14/12

12/10

12/9

12/10

частных

7

7

7

8

8

частных религиозных организаций

3

1

1

1

1


Источник: "Казань в цифрах 2014".


В системе муниципального образования Казани занято свыше 16 тыс. педагогических работников. На начало 2015 года в муниципальных образовательных учреждениях обучается 106 261 учащийся, воспитываются 62573 дошкольника. Около 50% от общей численности педагогов работают в системе общего образования, 38% - в системе дошкольного образования, 12% - в организациях Казани, реализующих дополнительные образовательные программы. Существенная часть педагогических работников ДОУ и общеобразовательных школ Казани - люди с высокими квалификационными категориями. При этом доля учителей, проработавших свыше 20 лет, в 5 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет. Сохраняется гендерный дисбаланс: более 92% педагогов (ДОУ - 100%, школы - 90%, УДО - 80%) и около 90% руководителей детских садов и школ - женщины (ДОУ - 100%, школы - 73%, УДО - 80%).


Механизм электронной регистрации заявлений на получение дошкольного образования обеспечил прозрачность этой процедуры для жителей Казани. Все дети старше 3 лет обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях. За 2013 - 2015 гг. в Казани построено 53 новых дошкольных учреждения, создано 1080 дополнительных мест в 50 существующих садиках. В 2016 г. детские сады Казани посещают более 65 тыс. малышей. Охват дошкольным образованием составляет 75%, что на 11% выше российского уровня (63%). Снят ажиотаж при зачислении детей в первый класс.


Серьезным риском для системы образования, который может повлечь дифференциацию общеобразовательных организаций по качеству образования, является рост в них детей из семей мигрантов, которые испытывают трудности в освоении образовательных программ и в социализации в городском сообществе из-за низкого знания русского языка и этнокультурных различий. Концентрация таких детей в школах с низким статусом может усугубить дифференциацию, что несет в себе риски для социальной стабильности и культурной идентичности Казани.


Согласно современным требованиям система образования должна обеспечивать конкурентное качество, разнообразие образовательных программ и свободный выбор для обучающихся и их семей. В Казани высок платежеспособный спрос на качественное образование, однако предложение образовательных услуг частного сектора растет медленно. В настоящее время начинает активно развиваться сектор частного дошкольного образования, представленный частными детскими садами, игровыми комнатами в торговых центрах, детскими клубами и школами развития.


С советских времен Казань была известна как передовой научный и образовательный центр - город студенчества. В 2015 году численность студентов превысила 120 тыс., что позволяет включить Казань в число ведущих образовательных центров России (рис. 1.2.1.1). Хотя высшее образование находится вне полномочий муниципальной власти, эта сфера является важнейшим фактором развития в современной экономике знаний и потому должна быть в центре внимания городского сообщества. Высшее образование уже сегодня - одна из важных отраслей экономики Казани, крупный работодатель и поставщик кадров для современной экономики.


Конкурентные преимущества:


- Существующий научный и образовательный потенциал города Казани.


- Система общего образования, направленная на выявление и поддержку талантов.


- Высокий платежеспособный спрос населения на образование.


Ключевые вызовы и риски:


- Недостаток образовательных программ, ориентированных на отдельные группы учащихся: детей с ограниченными возможностями, творческих и одаренных детей.


- Отсутствие возможности построения индивидуальных траекторий образовательного процесса в связи с традиционной классно-урочной формой организации обучения в школах.