Количество образовательных организаций, 2010 - 2014 гг., ед.
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | |
Число общеобразовательных организаций | 193 | 191 | 191 | 189 | 189 |
в том числе: | |||||
государственных и муниципальных | 187 | 184 | 184 | 183 | 182 |
частных | 6 | 7 | 7 | 6 | 7 |
Число учреждений СПО | 30 | 29 | 28 | 28 | 28 |
Число образовательных организаций ВО | 23 | 22 | 20 | 21 | 21 |
в том числе: | |||||
государственных | 13/12 | 14/12 | 12/10 | 12/9 | 12/10 |
частных | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 |
частных религиозных организаций | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Источник: "Казань в цифрах 2014".
В системе муниципального образования Казани занято свыше 16 тыс. педагогических работников. На начало 2015 года в муниципальных образовательных учреждениях обучается 106 261 учащийся, воспитываются 62573 дошкольника. Около 50% от общей численности педагогов работают в системе общего образования, 38% - в системе дошкольного образования, 12% - в организациях Казани, реализующих дополнительные образовательные программы. Существенная часть педагогических работников ДОУ и общеобразовательных школ Казани - люди с высокими квалификационными категориями. При этом доля учителей, проработавших свыше 20 лет, в 5 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет. Сохраняется гендерный дисбаланс: более 92% педагогов (ДОУ - 100%, школы - 90%, УДО - 80%) и около 90% руководителей детских садов и школ - женщины (ДОУ - 100%, школы - 73%, УДО - 80%).
Механизм электронной регистрации заявлений на получение дошкольного образования обеспечил прозрачность этой процедуры для жителей Казани. Все дети старше 3 лет обеспечены местами в дошкольных образовательных учреждениях. За 2013 - 2015 гг. в Казани построено 53 новых дошкольных учреждения, создано 1080 дополнительных мест в 50 существующих садиках. В 2016 г. детские сады Казани посещают более 65 тыс. малышей. Охват дошкольным образованием составляет 75%, что на 11% выше российского уровня (63%). Снят ажиотаж при зачислении детей в первый класс.
Серьезным риском для системы образования, который может повлечь дифференциацию общеобразовательных организаций по качеству образования, является рост в них детей из семей мигрантов, которые испытывают трудности в освоении образовательных программ и в социализации в городском сообществе из-за низкого знания русского языка и этнокультурных различий. Концентрация таких детей в школах с низким статусом может усугубить дифференциацию, что несет в себе риски для социальной стабильности и культурной идентичности Казани.
Согласно современным требованиям система образования должна обеспечивать конкурентное качество, разнообразие образовательных программ и свободный выбор для обучающихся и их семей. В Казани высок платежеспособный спрос на качественное образование, однако предложение образовательных услуг частного сектора растет медленно. В настоящее время начинает активно развиваться сектор частного дошкольного образования, представленный частными детскими садами, игровыми комнатами в торговых центрах, детскими клубами и школами развития.
С советских времен Казань была известна как передовой научный и образовательный центр - город студенчества. В 2015 году численность студентов превысила 120 тыс., что позволяет включить Казань в число ведущих образовательных центров России (рис. 1.2.1.1). Хотя высшее образование находится вне полномочий муниципальной власти, эта сфера является важнейшим фактором развития в современной экономике знаний и потому должна быть в центре внимания городского сообщества. Высшее образование уже сегодня - одна из важных отраслей экономики Казани, крупный работодатель и поставщик кадров для современной экономики.
Конкурентные преимущества:
- Существующий научный и образовательный потенциал города Казани.
- Система общего образования, направленная на выявление и поддержку талантов.
- Высокий платежеспособный спрос населения на образование.
Ключевые вызовы и риски:
- Недостаток образовательных программ, ориентированных на отдельные группы учащихся: детей с ограниченными возможностями, творческих и одаренных детей.
- Отсутствие возможности построения индивидуальных траекторий образовательного процесса в связи с традиционной классно-урочной формой организации обучения в школах.