Для выбора желаемого будущего были подготовлены три сценария-видения возможного состояния Казани в 2030 году. Акцент сделан на состоянии общества, городской среды, институциональных характеристиках экономики.
Видения перечислены в порядке нарастания тенденций, характеристик и ожиданий, которые оцениваются как позитивные. В зависимости от наличия ресурсов, силы политической воли, а также активного участия жителей в формировании городской политики возможно продвижение от первого к третьему с разной скоростью.
1. Казань-2030: столица Татарстана - одного из лидирующих регионов России, центр внутреннего туризма
Опираясь на достижения мегапроектов и навыки, наработанные в 2000 - 2015 гг., Казань продолжает использовать наработанный потенциал в прежних направлениях и остается в числе лидеров российских рейтингов. Основные промышленные предприятия города - это предприятия постсоветской экономики с низкой добавленной стоимостью и высокими рисками роста безработицы. Сохраняется низкий спрос на инновации со стороны крупного и среднего бизнеса в силу неконкурентоспособности на глобальных рынках и ориентации на госзаказ и господдержку. На рынке труда преобладают "синие воротнички" с невысоким уровнем зарплаты. В сфере услуг доминируют услуги торговли и общественного питания со слабой ориентацией на клиента, низким качеством и отсутствием разнообразия. Доля малого и среднего бизнеса невысока, и он предпочитает работать в тени и/или получать преференции от близости к власти, не заинтересованной в снижении административных барьеров.
На рынке труда преобладающим трендом остается поиск работы по найму, низок спрос на высокие компетенции и знания. Невысокая заработная плата и невозможность получить "премию за образование" создают стимулы к отъезду талантливых людей.
Предпринимательская культура и стремление к самозанятости и успеху - удел небольшой доли горожан. Социокультурная сфера дотационна, что оттягивает бюджетные ресурсы от модернизации городского хозяйства. Культурно-исторический потенциал города слабо используется для создания коммерческих проектов.
Неконтролируемая миграция из Средней Азии и менее благополучных регионов России размывает местную идентичность. Социальный состав населения Казани значительно фрагментирован по этническому и имущественному признакам. Этнический ландшафт Казани распадается на группы отдельных национальных сообществ (дружба внутри своего народа). По мере локализации национально-культурных общин традиционные этнические группы города Казани пытаются изолироваться от приезжих, нарастает сегрегация пространства. Гражданская активность населения невысока и носит реактивный, скорее конфронтационный, а не созидающий характер.
Доминирует центростремительное развитие города с расширением зоны влияния общегородского центра. Город ориентирован не на собственных жителей, а на внешнего потребителя (внутренний турист и участник масштабных мероприятий). Соответственно обустроен ряд локальных гостевых пространств за счет улучшения эстетических качеств застройки, обеспечения комфорта пребывания, развития гостиничного бизнеса и общественного питания. За пределами центра также возникает несколько территорий туристического и делового притяжения (Адмиралтейская слобода, речной порт, зоопарк, Ново-Савиновский район). Связность этих гостевых пространств на общественном транспорте, пешком, на велосипеде улучшается, но городские транспортные приоритеты выстроены традиционно: личный автомобиль, общественный транспорт и прочие. Обустройство парков и набережных получает развитие в меру нахождения в числе приоритетов республиканской власти. Для жителей городской срединной зоны и периферии качество жизни, благоустройство и оснащенность городской инфраструктурой остается на существующем приемлемом уровне комфорта.
(в ред. Решения Казанской городской Думы от 16.12.2021 N 3-11)
Обеспеченные казанцы (представители зажиточного и среднего класса) реализуют жизненные стратегии с ориентацией на получение образования и карьеру за границей. Значительная часть жилой недвижимости используется эпизодически, что приводит к "опустыниванию" привлекательных городских мест. Как результат, власть останется один на один с решением возникающих проблем.
Продвижение к данному состоянию возможно в рамках простого воспроизводства, когда система управления городом реагирует на существующие вызовы в тактическом, а не в стратегическом режиме.
2. Казань-2030: третья столица России
Казань-2030 - хорошо известный в России и за ее пределами город, лидирующий среди российских миллионников по уровню комфорта для жизни и бизнеса. В городе проводятся крупные деловые, культурные и спортивные события российского и мирового масштаба. Казань является конкурентоспособным образовательным центром, вузы города занимают лидирующее положение в России. Жители города способны к принятию и тиражированию образцов инновационной культуры и поведения, формируется инновационная среда, зарождается инновационная культура. Низкие административные барьеры, хорошая транспортная доступность и конкурентное соотношение цены и качества труда сделали Казань привлекательным городом для вывода на аутсорсинг различных видов деятельности крупных компаний.
Крупные модернизированные предприятия становятся ядром технологических наукоемких кластеров, активируя малые и средние бизнесы. По уровню доходов населения Казань опережает российские города-миллионники. Идет формирование имиджа города как столицы инноваций, самозанятость и предпринимательство рассматриваются как престижная стратегия поведения на рынке труда. Доходы населения обеспечивают рост потребительского рынка. Бюджет города сбалансирован, в нем присутствует бюджет развития.
Городское сообщество мультикультурно, этнические группы активно взаимодействуют между собой. Структура традиционных этнических групп и культур стабильна, миграционные потоки управляемы. Продуманная муниципальная политика обеспечивает приток высококвалифицированного человеческого капитала и сокращение оттока активной части городского сообщества. Казанская идентичность - уровень местного патриотизма растет. Значительная часть населения осознает себя казанцами, готовыми активно участвовать в судьбе города и обустройстве своей среды обитания. Работают каналы для участия в управлении городом и проявления гражданской активности. Эффективная инфраструктура здоровьесбережения (медицина, физкультура и спорт, парки и скверы) позволяет горожанам вести активный и здоровый образ жизни. Здоровье рассматривается как капитал.