ПРИКАЗ
от 18 мая 2016 года N 858
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минобрнауки Алтайского края от 04.10.2022 N 52-П.
____________________________________________________________________
(в редакции Приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 14.09.2016 N 1493, Приказа Минобрнауки Алтайского края от 24.04.2017 N 638)
С целью совершенствования деятельности региональной и муниципальных методических служб по сопровождению инновационного развития системы образования Алтайского края приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Концепцию развития методической службы в Алтайском крае на 2016 - 2018 годы;
1.2. Положение о региональной методической службе в системе образования Алтайского края;
1.3. Примерное положение о муниципальной методической службе.
2. Краевому государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" (Костенко М.А.) в срок до 01.07.2016:
2.1. создать структурное подразделение с функциями научно-методического сопровождения деятельности региональной и муниципальных методических служб;
2.2. обеспечить функционирование раздела "Региональная методическая служба Алтайского края" на официальном сайте организации.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, привести муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с настоящим приказом в срок до 01.09.2016.
4. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru/).
5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель начальника
Главного управления
М.В.ДЮБЕНКОВА
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА 2016 - 2018 ГОДЫ
(в редакции Приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 14.09.2016 N 1493)
Настоящая Концепция развития методической службы в Алтайском крае (далее - "Концепция") определяет организационные и содержательные направления модернизации существующих в краевой системе образования структур и форм методической поддержки образовательных организаций и работников сферы образования в целях повышения качества образования.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 273-ФЗ") на краевом уровне к настоящему времени создана нормативно-правовая база, обеспечивающая системное регулирование вопросов повышения квалификации и методического сопровождения педагогических кадров. Главным управлением образования и науки Алтайского края приняты комплексные меры по повышению эффективности инновационной деятельности в краевой системе образования. В целях стимулирования деятельности педагогических работников и общеобразовательных организаций на создание и внедрение инновационных продуктов, обеспечивающих современное качество образовательных результатов, при непосредственной поддержке Губернатора Алтайского края Карлина А.Б. создан инновационный фонд.
(в ред. Приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 14.09.2016 N 1493)
В крае активно развивается инновационная инфраструктура, в состав которой в настоящее время входит 137 региональных инновационных площадок, создан региональный Банк лучших практик, включающий 61 образовательную организацию. В 2011 - 2015 гг. получили широкое распространение стажерские практики и образовательная миграция, организованные краевым государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" (далее - "КГБУ ДПО АКИПКРО") на базе лучших общеобразовательных организаций для 7000 педагогических работников, в том числе из 63 субъектов Российской Федерации.
В муниципальных образовательных организациях в целях оперативной методической поддержки уже много лет функционируют методические советы, стабильно работают методические объединения педагогов, используются различные формы педагогического наставничества, обучения "на рабочем месте".
В 2015 году краевые профессиональные объединения педагогов, функционировавшие с 2008 года, преобразованы в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ в 19 предметных отделений краевого учебно-методического объединения, растет количество общественных советов, общественно-профессиональных объединений (Губернаторский клуб "Учителя-новаторы Алтая", клуб лауреатов премии Губернатора Алтайского края имени С.П.Титова, ассоциации Лучших школ Алтая и молодых педагогов), выступающих, прежде всего, в качестве площадок презентации и экспертизы передового опыта, обмена педагогическими идеями и различными методическими материалами, оперативной консультативной поддержки.
Динамичное развитие инновационной инфраструктуры краевой системы образования, расширение общественно-профессионального участия в решении вопросов методического сопровождения актуализирует задачи создания эффективных механизмов координации деятельности создаваемых структур, четкого распределения полномочий и функций между ними в достижении общей цели методической поддержки педагогических работников края в условиях изменения содержания образования, внедрения новых образовательных технологий, обеспечивающих выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее - "ФГОС"). Требуется единая система оценки эффективности методической службы на всех уровнях, построенная на комплексных показателях, в том числе интегрирующих данные проводимых в крае мониторингов, а также результаты изучения удовлетворенности педагогической общественности качеством методического сопровождения.
Главным связующим звеном между методическими структурами всех уровней, различными общественно-профессиональными объединениями, государственно-общественными институтами управления образованием, конкретными муниципальными образовательными организациями и педагогическими работниками была и остается методическая служба.
В настоящее время в Алтайском крае на муниципальном уровне представлено несколько моделей и организационных форм функционирования методических служб:
в 36 муниципалитетах края созданы структурные подразделения муниципальных органов управления образованием в форме районных методических кабинетов, информационно-методических кабинетов и центров (далее - "РМК", "ИМК", "ИМЦ");
в 33 муниципалитетах методические функции включены в должностные обязанности специалистов муниципальных органов управления образованием.
При отсутствии специально созданных муниципальных методических структур методическая работа с педагогами в значительной мере передана на уровень образовательных организаций либо сводится к формальной процедуре организации участия педагогов в курсах повышения квалификации и аттестации без опоры на содержательный анализ кадрового состояния муниципальной системы образования, систематическое выявление педагогических затруднений и оказание методической помощи по преодолению этих затруднений. В то же время в решении задач внедрения современных образовательных технологий, инновационного опыта, обеспечивающих новое качество образования, муниципальными методическими службами пока недостаточно используется потенциал региональных инновационных площадок и Банка лучших практик, общественно-профессиональных объединений педагогов.
Координация методической работы на муниципальном уровне осуществляется через муниципальные методические советы и/или муниципальные методические объединения педагогов. Однако полномочия муниципальных методических объединений не всегда обеспечивают реализацию всех направлений методической работы и зону ответственности в решении методических задач. В целом, анализ правовых актов по вопросам повышения квалификации и методической поддержки педагогических работников выявляет недостаточное регулирование данных процессов на муниципальном уровне.
Вместе с тем, анализ опыта организации методической службы в субъектах Российской Федерации показал, что активно используемая в Алтайском крае практика отсутствия специализированных структурных подразделений или муниципальных учреждений, отвечающих за организацию методической работы, а также включение в должностные обязанности специалистов муниципальных органов управления образованием функций методистов не обеспечивает в полном объеме решение задач модернизации образования и используется незначительно.
Наиболее распространенный вариант - функционирование в муниципалитете методической службы либо в форме структурного подразделения муниципального органа управления образованием, либо муниципального учреждения, как отдельного юридического лица. Нормативным основанием создания муниципальных методических служб и финансирования их деятельности за счет средств местных бюджетов является пункт 8.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определена организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования, в том числе работников муниципальных учреждений.
Таким образом, сложившаяся в крае система организации методической работы требует организационной и содержательной модернизации через реализацию следующих целей:
формирование новой модели организации методической службы системы образования Алтайского края, функционально объединяющей все структуры, осуществляющие методическое сопровождение, и обеспечивающей единую систему управления;
актуализация нормативно-правового обеспечения деятельности методической службы на всех уровнях;
разработка системы оценки эффективности методической службы всех уровней.
Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить выполнение следующих мероприятий:
1) в области развития системы управления методической службой создать: на краевом уровне:
на базе КГБУ ДПО АКИПКРО центр координации деятельности методической службы с функциями научно-методического сопровождения и координации методической работы методических служб и общественно-профессиональных объединений, повышения квалификации работников муниципальной методической службы, консультативной поддержки муниципальных органов управления образованием, в которых отсутствуют специальные подразделения с функциями координации методической работы;
Координационный совет методической службы при КГБУ ДПО АКИПКРО с функциями координации деятельности муниципальных методических служб и методических советов, профессионально-общественных объединений, выработки рекомендаций по вопросам методического сопровождения органам управления образованием;
на муниципальном уровне:
подразделение (РМК, ИМЦ, ИМК) в структуре муниципального органа управления образованием, или самостоятельное юридическое лицо (муниципальное учреждение) с функциями координации методической работы в муниципальной системе образования, или распределенное выполнение методических функций работниками муниципального органа управления образованием;
муниципальный методический совет при муниципальном органе управления образованием с функциями координации деятельности методических советов муниципальных образовательных организаций, оценки эффективности их деятельности, выработки рекомендаций муниципальным образовательным организациям по вопросам методического сопровождения;
на уровне муниципальной образовательной организации:
методический совет с функциями координации методической работы в образовательной организации, в том числе посредством организации деятельности методических объединений;
2) в области совершенствования нормативно-правового обеспечения деятельности методической службы разработать или актуализировать:
на краевом уровне:
Положение о региональной методической службе Алтайского края, в том числе регламентирующее деятельность краевого Координационного совета методической службы;
Положение о системе оценки эффективности методической службы в Алтайском крае;
Примерное положение о муниципальной методической службе:
на муниципальном уровне:
Положение о муниципальной методической службе, в том числе регламентирующее деятельность муниципального методического совета;
3) в области определения функций методического сопровождения общественно-профессиональных институтов актуализировать:
на муниципальном уровне:
Положение о муниципальном методическом объединении педагогов;
на уровне муниципальной образовательной организации:
Положение о методическом совете образовательной организации;
Положение о методическом объединении педагогов муниципальной общеобразовательной организации;
4) в области системы оценки эффективности методической службы всех уровней разработать:
единую систему оценки эффективности деятельности методических служб, общественно-профессиональных объединений всех уровней (включая изучение удовлетворенности педагогических работников качеством методического сопровождения).
Новая модель организации методической службы системы образования Алтайского края основывается на принципе интеграции деятельности методических служб всех уровней (краевого, муниципального, локального), общественно-профессиональных объединений работников образования в достижении цели методической поддержки педагогических работников.
Структурная модель организации методической службы в Алтайском крае представлена на рисунке 1 (прилагается).
Система управления методической службой Алтайского края включает три блока структур (институтов), представленных на всех уровнях системы образования (краевом, муниципальном, локальном), взаимодействующих на основе принципа соподчинения (по вертикали) и принципа распределенной ответственности (по горизонтали):
1 блок - структуры, непосредственно осуществляющие методическую работу на всех уровнях системы образования;
2 блок - методические советы всех уровней;
3 блок - общественно-профессиональные объединения.
1 - Структуры, непосредственно осуществляющие методическую работу (КГБУ ДПО АКИПКРО, подразделение (РМК, ИМЦ, ИМК) в структуре муниципального органа управления образованием, или самостоятельное юридическое лицо (муниципальное учреждение), или распределенное выполнение методических функций работниками муниципального органа управления образованием, а также лица, ответственные за организацию методической работы в образовательных организациях) обеспечивают комплекс условий профессионального развития педагогов, а именно: выявление, обобщение и распространение лучшего опыта, инновационных практик; стимулирование и методическое сопровождение инновационной деятельности; адресную методическую поддержку педагогических работников; консультативную поддержку руководителей методических служб; координацию методической деятельности общественно-профессиональных институтов.
2 - Методические советы координируют вопросы организации методического сопровождения, вырабатывают рекомендации методическим службам и органам управления образованием по совершенствованию работы.
3 - Общественно-профессиональные объединения, включающие педагогов и руководителей образовательных организаций, осуществляют методическую поддержку педагогических работников, экспертизу инновационного содержания, лучших практик, их внедрение и распространение.