Недействующий

 
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 18 мая 2016 года N 858

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минобрнауки Алтайского края от 04.10.2022 N 52-П.
____________________________________________________________________

(в редакции Приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 14.09.2016 N 1493, Приказа Минобрнауки Алтайского края от 24.04.2017 N 638)


С целью совершенствования деятельности региональной и муниципальных методических служб по сопровождению инновационного развития системы образования Алтайского края приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Концепцию развития методической службы в Алтайском крае на 2016 - 2018 годы;

1.2. Положение о региональной методической службе в системе образования Алтайского края;

1.3. Примерное положение о муниципальной методической службе.

2. Краевому государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" (Костенко М.А.) в срок до 01.07.2016:

2.1. создать структурное подразделение с функциями научно-методического сопровождения деятельности региональной и муниципальных методических служб;

2.2. обеспечить функционирование раздела "Региональная методическая служба Алтайского края" на официальном сайте организации.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, привести муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с настоящим приказом в срок до 01.09.2016.

4. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://pravo.gov.ru/).

5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель начальника
Главного управления
М.В.ДЮБЕНКОВА





Утверждена
Приказом
Главного управления
образования и молодежной
политики Алтайского края
от 18 мая 2016 года N 858

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА 2016 - 2018 ГОДЫ

(в редакции Приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 14.09.2016 N 1493)


Настоящая Концепция развития методической службы в Алтайском крае (далее - "Концепция") определяет организационные и содержательные направления модернизации существующих в краевой системе образования структур и форм методической поддержки образовательных организаций и работников сферы образования в целях повышения качества образования.


Описание текущей ситуации. Проблемы организации методической службы


В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 273-ФЗ") на краевом уровне к настоящему времени создана нормативно-правовая база, обеспечивающая системное регулирование вопросов повышения квалификации и методического сопровождения педагогических кадров. Главным управлением образования и науки Алтайского края приняты комплексные меры по повышению эффективности инновационной деятельности в краевой системе образования. В целях стимулирования деятельности педагогических работников и общеобразовательных организаций на создание и внедрение инновационных продуктов, обеспечивающих современное качество образовательных результатов, при непосредственной поддержке Губернатора Алтайского края Карлина А.Б. создан инновационный фонд.

(в ред. Приказа Главного управления образования и науки Алтайского края от 14.09.2016 N 1493)

В крае активно развивается инновационная инфраструктура, в состав которой в настоящее время входит 137 региональных инновационных площадок, создан региональный Банк лучших практик, включающий 61 образовательную организацию. В 2011 - 2015 гг. получили широкое распространение стажерские практики и образовательная миграция, организованные краевым государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования "Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования" (далее - "КГБУ ДПО АКИПКРО") на базе лучших общеобразовательных организаций для 7000 педагогических работников, в том числе из 63 субъектов Российской Федерации.

В муниципальных образовательных организациях в целях оперативной методической поддержки уже много лет функционируют методические советы, стабильно работают методические объединения педагогов, используются различные формы педагогического наставничества, обучения "на рабочем месте".

В 2015 году краевые профессиональные объединения педагогов, функционировавшие с 2008 года, преобразованы в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ в 19 предметных отделений краевого учебно-методического объединения, растет количество общественных советов, общественно-профессиональных объединений (Губернаторский клуб "Учителя-новаторы Алтая", клуб лауреатов премии Губернатора Алтайского края имени С.П.Титова, ассоциации Лучших школ Алтая и молодых педагогов), выступающих, прежде всего, в качестве площадок презентации и экспертизы передового опыта, обмена педагогическими идеями и различными методическими материалами, оперативной консультативной поддержки.

Динамичное развитие инновационной инфраструктуры краевой системы образования, расширение общественно-профессионального участия в решении вопросов методического сопровождения актуализирует задачи создания эффективных механизмов координации деятельности создаваемых структур, четкого распределения полномочий и функций между ними в достижении общей цели методической поддержки педагогических работников края в условиях изменения содержания образования, внедрения новых образовательных технологий, обеспечивающих выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов (далее - "ФГОС"). Требуется единая система оценки эффективности методической службы на всех уровнях, построенная на комплексных показателях, в том числе интегрирующих данные проводимых в крае мониторингов, а также результаты изучения удовлетворенности педагогической общественности качеством методического сопровождения.

Главным связующим звеном между методическими структурами всех уровней, различными общественно-профессиональными объединениями, государственно-общественными институтами управления образованием, конкретными муниципальными образовательными организациями и педагогическими работниками была и остается методическая служба.

В настоящее время в Алтайском крае на муниципальном уровне представлено несколько моделей и организационных форм функционирования методических служб:

в 36 муниципалитетах края созданы структурные подразделения муниципальных органов управления образованием в форме районных методических кабинетов, информационно-методических кабинетов и центров (далее - "РМК", "ИМК", "ИМЦ");

в 33 муниципалитетах методические функции включены в должностные обязанности специалистов муниципальных органов управления образованием.

При отсутствии специально созданных муниципальных методических структур методическая работа с педагогами в значительной мере передана на уровень образовательных организаций либо сводится к формальной процедуре организации участия педагогов в курсах повышения квалификации и аттестации без опоры на содержательный анализ кадрового состояния муниципальной системы образования, систематическое выявление педагогических затруднений и оказание методической помощи по преодолению этих затруднений. В то же время в решении задач внедрения современных образовательных технологий, инновационного опыта, обеспечивающих новое качество образования, муниципальными методическими службами пока недостаточно используется потенциал региональных инновационных площадок и Банка лучших практик, общественно-профессиональных объединений педагогов.

Координация методической работы на муниципальном уровне осуществляется через муниципальные методические советы и/или муниципальные методические объединения педагогов. Однако полномочия муниципальных методических объединений не всегда обеспечивают реализацию всех направлений методической работы и зону ответственности в решении методических задач. В целом, анализ правовых актов по вопросам повышения квалификации и методической поддержки педагогических работников выявляет недостаточное регулирование данных процессов на муниципальном уровне.

Вместе с тем, анализ опыта организации методической службы в субъектах Российской Федерации показал, что активно используемая в Алтайском крае практика отсутствия специализированных структурных подразделений или муниципальных учреждений, отвечающих за организацию методической работы, а также включение в должностные обязанности специалистов муниципальных органов управления образованием функций методистов не обеспечивает в полном объеме решение задач модернизации образования и используется незначительно.

Наиболее распространенный вариант - функционирование в муниципалитете методической службы либо в форме структурного подразделения муниципального органа управления образованием, либо муниципального учреждения, как отдельного юридического лица. Нормативным основанием создания муниципальных методических служб и финансирования их деятельности за счет средств местных бюджетов является пункт 8.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где одним из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определена организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования, в том числе работников муниципальных учреждений.

Таким образом, сложившаяся в крае система организации методической работы требует организационной и содержательной модернизации через реализацию следующих целей:

формирование новой модели организации методической службы системы образования Алтайского края, функционально объединяющей все структуры, осуществляющие методическое сопровождение, и обеспечивающей единую систему управления;

актуализация нормативно-правового обеспечения деятельности методической службы на всех уровнях;

разработка системы оценки эффективности методической службы всех уровней.

Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить выполнение следующих мероприятий:

1) в области развития системы управления методической службой создать: на краевом уровне:

на базе КГБУ ДПО АКИПКРО центр координации деятельности методической службы с функциями научно-методического сопровождения и координации методической работы методических служб и общественно-профессиональных объединений, повышения квалификации работников муниципальной методической службы, консультативной поддержки муниципальных органов управления образованием, в которых отсутствуют специальные подразделения с функциями координации методической работы;

Координационный совет методической службы при КГБУ ДПО АКИПКРО с функциями координации деятельности муниципальных методических служб и методических советов, профессионально-общественных объединений, выработки рекомендаций по вопросам методического сопровождения органам управления образованием;

на муниципальном уровне:

подразделение (РМК, ИМЦ, ИМК) в структуре муниципального органа управления образованием, или самостоятельное юридическое лицо (муниципальное учреждение) с функциями координации методической работы в муниципальной системе образования, или распределенное выполнение методических функций работниками муниципального органа управления образованием;

муниципальный методический совет при муниципальном органе управления образованием с функциями координации деятельности методических советов муниципальных образовательных организаций, оценки эффективности их деятельности, выработки рекомендаций муниципальным образовательным организациям по вопросам методического сопровождения;

на уровне муниципальной образовательной организации:

методический совет с функциями координации методической работы в образовательной организации, в том числе посредством организации деятельности методических объединений;

2) в области совершенствования нормативно-правового обеспечения деятельности методической службы разработать или актуализировать:

на краевом уровне:

Положение о региональной методической службе Алтайского края, в том числе регламентирующее деятельность краевого Координационного совета методической службы;

Положение о системе оценки эффективности методической службы в Алтайском крае;

Примерное положение о муниципальной методической службе:

на муниципальном уровне:

Положение о муниципальной методической службе, в том числе регламентирующее деятельность муниципального методического совета;

3) в области определения функций методического сопровождения общественно-профессиональных институтов актуализировать:

на муниципальном уровне:

Положение о муниципальном методическом объединении педагогов;

на уровне муниципальной образовательной организации:

Положение о методическом совете образовательной организации;

Положение о методическом объединении педагогов муниципальной общеобразовательной организации;

4) в области системы оценки эффективности методической службы всех уровней разработать:

единую систему оценки эффективности деятельности методических служб, общественно-профессиональных объединений всех уровней (включая изучение удовлетворенности педагогических работников качеством методического сопровождения).


Описание новой модели организации методической службы системы образования в Алтайском крае


Новая модель организации методической службы системы образования Алтайского края основывается на принципе интеграции деятельности методических служб всех уровней (краевого, муниципального, локального), общественно-профессиональных объединений работников образования в достижении цели методической поддержки педагогических работников.

Структурная модель организации методической службы в Алтайском крае представлена на рисунке 1 (прилагается).

Система управления методической службой Алтайского края включает три блока структур (институтов), представленных на всех уровнях системы образования (краевом, муниципальном, локальном), взаимодействующих на основе принципа соподчинения (по вертикали) и принципа распределенной ответственности (по горизонтали):

1 блок - структуры, непосредственно осуществляющие методическую работу на всех уровнях системы образования;

2 блок - методические советы всех уровней;

3 блок - общественно-профессиональные объединения.

1 - Структуры, непосредственно осуществляющие методическую работу (КГБУ ДПО АКИПКРО, подразделение (РМК, ИМЦ, ИМК) в структуре муниципального органа управления образованием, или самостоятельное юридическое лицо (муниципальное учреждение), или распределенное выполнение методических функций работниками муниципального органа управления образованием, а также лица, ответственные за организацию методической работы в образовательных организациях) обеспечивают комплекс условий профессионального развития педагогов, а именно: выявление, обобщение и распространение лучшего опыта, инновационных практик; стимулирование и методическое сопровождение инновационной деятельности; адресную методическую поддержку педагогических работников; консультативную поддержку руководителей методических служб; координацию методической деятельности общественно-профессиональных институтов.

2 - Методические советы координируют вопросы организации методического сопровождения, вырабатывают рекомендации методическим службам и органам управления образованием по совершенствованию работы.

3 - Общественно-профессиональные объединения, включающие педагогов и руководителей образовательных организаций, осуществляют методическую поддержку педагогических работников, экспертизу инновационного содержания, лучших практик, их внедрение и распространение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»