Недействующий

Об утверждении ведомственной целевой программы "Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области" на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (с изменениями на 29 декабря 2017 года)



I. Краткое описание текущей ситуации


Автомобильные дороги регионального, межмуниципального и местного значения (далее - автомобильные дороги) обеспечивают внутри- и межрегиональные связи, позволяют осуществлять перевозки грузов и пассажиров за пределы Ярославской области, вследствие чего являются важнейшим элементом социальной и производственной инфраструктуры области. Состояние сети автомобильных дорог оказывает непосредственное влияние на показатели социального и экономического развития региона.


Общая протяженность автомобильных дорог, проходящих по территории Ярославской области, включая улично-дорожную сеть населенных пунктов, по состоянию на 01 января 2016 года составляет 18489,495 км, в том числе федеральные автомобильные дороги, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти (М-8 - "Холмогоры" и "М-8 - "Холмогоры" - подъезд к г. Кострома"), протяженностью 327,1 км, автомобильные дороги регионального значения общей протяженностью 6339,095 км, из них 5891,892 км (93 процента) с твердым покрытием.


В ведении муниципальных образований области находятся автомобильные дороги и улично-дорожная сеть (включая проезды, площади) протяженностью 11823,300 км (64 процента от общей протяженности дорог области), из них 3389,1 км (29 процентов) с твердым покрытием.


Протяженность автомобильных дорог регионального значения по типам покрытий:


- с асфальтобетонным покрытием - 4981,153 км (78,6 процента);


- с переходным типом покрытия - 910,739 км (14,4 процента);


- грунтовые - 447,203 км (7,0 процента).


В настоящее время 65,5 процента (4220,41 км) автомобильных дорог регионального значения не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию. Из 342 мостовых сооружений 131 имеют неудовлетворительное состояние. Аналогичная ситуация складывается с состоянием водопропускных труб, конструкции которых не рассчитаны на возросшие нагрузки.


При этом парк автомобилей в области увеличивается ежегодно в среднем на 4,9 процента. Стремительно растет доля большегрузных автомобилей в общем транспортном потоке. Грузовые перевозки предъявляют повышенные требования к автомобильным дорогам: качеству покрытия, пропускной способности, а также несущей способности существующих автомобильных дорог, которая не соответствует типам и параметрам современных нагрузок, в результате чего покрытие автомобильных дорог и мостов интенсивно разрушается.


Таким образом, существует тенденция к увеличению доли автомобильных дорог регионального значения, нуждающихся в ремонте, что к 2020 году может привести к 100-процентному износу объектов дорожного хозяйства области. В настоящее время полный износ имеют 2580 км (40 процентов) автомобильных дорог регионального значения, в том числе составляющих опорную сеть области, таких как Сергиев Посад - Калязин - Рыбинск - Череповец, Углич - Ростов, Ярославль - Углич, Тутаев - Шопша, Ростов - Иваново - Нижний Новгород, Ярославль - Тутаев и другие. Чтобы ежегодно уменьшать долю автомобильных дорог регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, на 1 процент, необходимо ежегодно ремонтировать не менее 65,0 км автомобильных дорог. А для приведения в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние 6339,095 км автомобильных дорог регионального значения ремонт должен производиться ежегодно на 1120,0 км автомобильных дорог, из них 556 км - капитальный ремонт.


Согласно постановлению Правительства области от 23.07.2008 N 367-п "О нормативах денежных затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения" ежегодная потребность в финансовых средствах на выполнение капитального ремонта и ремонта дорог регионального значения составляет 18,5 млрд. рублей в ценах 2017 года. Ненормативное финансирование влечет за собой постоянный недоремонт и увеличивает протяженность изношенных автомобильных дорог. В результате разрушение дорожных конструкций идет прогрессирующими темпами и стоимость их ремонта становится сопоставимой со стоимостью строительства новых дорог.


Сохранность существующих дорог и искусственных сооружений на них во многом зависит и от нормативного круглогодичного содержания, что включает в себя комплекс мероприятий по предупреждению преждевременного разрушения и износа конструктивных элементов автомобильных дорог, а также по сохранению их текущего транспортно-эксплуатационного состояния. Выполнение необходимых нормативов сезонных работ позволяет поддерживать дороги в состоянии, отвечающем нормативным требованиям, стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения. Нормативный объем средств, необходимый для содержания только региональных дорог, составляет 6,9 млрд. рублей в год в ценах 2017 года. В 2010 году уровень затрат, выделяемых на содержание дорог из областного бюджета, составлял 18 процентов от установленного норматива, в 2012 году - 21,7 процента, в 2017 году запланировано 24 процента от нормативных затрат.


Недостаточные объемы ремонта и содержания автомобильных дорог отрицательно влияют на их технико-эксплуатационные показатели, увеличивая транспортные издержки в экономике, ограничивают транспортную доступность городских и сельских территорий, тем самым усугубляя положение в социальной сфере, вызывая недовольство населения отсутствием комфортной среды проживания, несвоевременным оказанием срочной и профилактической медицинской помощи, нерегулярным движением школьных автобусов, рейсовых маршрутов.


Кроме того, неудовлетворительные дорожные условия способствуют возникновению дорожно-транспортных происшествий в каждом восьмом зарегистрированном случае.