ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2003 года N 27
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2003-2010 ГОДЫ
Государственный Совет Республики Дагестан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития агропромышленного комплекса Республики Дагестан на 2003-2010 годы.
2. Правительству Республики Дагестан по мере реализации Концепции развития агропромышленного комплекса на 2003-2010 годы ежегодно вносить корректировки в Программу развития агропромышленного комплекса Республики Дагестан.
3. Рекомендовать администрациям районов разработать соответствующие программы развития агропромышленного комплекса.
4. Министерству по национальной политике, информации и внешним связям Республики Дагестан обеспечить освещение хода реализации Концепции развития агропромышленного комплекса Республики Дагестан на 2003-2010 годы в средствах массовой информации.
Председатель Государственного Совета
Республики Дагестан
М.МАГОМЕДОВ
Одобрена
постановлением
Государственного Совета
Республики Дагестан
от 25 февраля 2003 года N 27
Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики Дагестана, в которой занято свыше 40 проц. работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов и создается около 50 проц. валового регионального продукта.
Для повышения эффективности работы аграрного сектора экономики в современных условиях хозяйствования требуется выработка принципиально новых подходов к развитию агропромышленного комплекса.
С этой целью подготовлена настоящая Концепция развития агропромышленного комплекса Республики Дагестан на 2003-2010 годы (далее - Концепция), в которой изложены стратегия и тактика ведения производства применительно к рыночным условиям.
Настоящая Концепция представляет собой систему основополагающих принципов, научно обоснованных подходов и приоритетов, выработанных в результате всестороннего анализа современного состояния агропромышленного комплекса, выявления тенденций и определения перспектив его развития с учетом реальных возможностей экономики республики, состояния социальной сферы, современных достижений научно-технического прогресса и передового опыта.
Основные ее положения направлены на укрепление экономики агропромышленного производства, создание организационно-экономических условий для эффективной работы сельхозтоваропроизводителей, повышение уровня доходов работников и решение проблем в социальной сфере на селе.
В 2002 году в хозяйствах всех категорий произведено: зерна - 369 тыс. тонн, овощей - 495 тыс. тонн, плодов - 44 тыс. тонн, винограда - 65 тыс. тонн, мяса - 118 тыс. тонн, молока - 304,5 тыс. тонн, яиц - 295,4 млн. штук, шерсти - 11,2 тыс. тонн, цельномолочной продукции - 8010 тонн, плодоовощных консервов - 28 муб, кондитерских изделий - 1550 тонн, безалкогольных напитков - 1002 тыс. дал, вина - 398 тыс. дал, коньячных изделий - 650 тыс. дал.
В результате осуществления аграрных преобразований в настоящее время в республике имеются 900 коллективных сельскохозяйственных предприятий и более 33 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 391 тыс. личных подворий селян. Аграрная реформа позволила создать основы многоукладной экономики в сельском хозяйстве на базе рыночных отношений, частично осуществить земельные преобразования.
Вместе с тем в агропромышленном комплексе республики произошло резкое снижение технической оснащенности сельскохозяйственного производства. Более 90 проц. техники отработало свой эксплуатационный ресурс.
Существенно снизились объемы внесения минеральных и органических удобрений, что привело к снижению урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, система оптовой и розничной торговли полностью приватизированы, и, как правило, без участия сельскохозяйственных товаропроизводителей. В результате произошло усиление их монопольного положения на продовольственном рынке и увеличился разрыв сложившихся ранее хозяйственных связей между сельхозтоваропроизводителями, перерабатывающими предприятиями и торговлей.
В целом сложившаяся ситуация с производством сельскохозяйственной продукции, доходами на душу населения, потребляемыми услугами социальной сферы сельских жителей в республике оставляет желать лучшего. Необходимы изменения в подходах к решению всех назревших проблем, активной мобилизации имеющихся в республике ресурсов с тем, чтобы обеспечить стабилизацию и подъем аграрного сектора.
Эффективное ведение агропромышленного производства в современных условиях требует выработки принципиально новых подходов, направленных, прежде всего на максимальный поиск внутренних резервов, как в масштабах агропромышленного комплекса, так и в рамках отдельных предприятий.
Целью Концепции являются разработка перспективных направлений развития сельского хозяйства на основе рыночных отношений и обоснование методов и способов повышения эффективности работы агропромышленного комплекса для обеспечения потребности населения республики в основных продовольственных продуктах.
Реализация направлений, представленных в Концепции, позволит создать условия для восстановления производственного потенциала агропромышленного комплекса, обеспечит его устойчивое развитие и стабильную занятость населения, расширит сеть социальных объектов, облегчит жизнь селян.
Исходя из сложившегося положения в агропромышленном комплексе страны и республики, а также мировых тенденций, следует выделить отличительные особенности и приоритеты развития сельского хозяйства Дагестана на ближайшую перспективу:
1. Проведение аграрной политики, направленной на стимулирование роста объемов производства тех видов продовольствия, для получения которых в республике имеются соответствующие природные, организационно-экономические и другие условия.
2. Содействие активному вовлечению в цивилизованные рыночные отношения всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание для них равных условий хозяйствования и конкуренции.
3. Развитие кооперации между всеми субъектами агропромышленного комплекса, ориентация производителей, переработчиков и продавцов сельскохозяйственной продукции на взаимовыгодное экономическое сотрудничество, учитывающее интересы всех участников этого процесса.
4. Усиление подготовки кадрового потенциала агропромышленного комплекса с учетом изменившихся условий хозяйствования, повышения их роли и ответственности в эффективном ведении аграрного производства.
5. Развитие земельных отношений, базирующихся на разных формах собственности, создающих условия для эффективного ведения производства, создание земельного кадастра. Формирование условий, стимулирующих землевладельцев и землепользователей заботиться о сохранении и повышении плодородия почвы, об эффективном использовании земель сельскохозяйственного назначения.
6. Восстановление инфраструктуры племенного дела, предоставление налоговых льгот, дотаций и др. Выделение племенного скота и птицы сельхозтоваропроизводителям в лизинг.
7. Оптимизация соотношения количества животных и кормовой базы, сокращение дефицита кормового белка преимущественно за счет собственных источников. В основу всей работы отрасли должны быть положены ресурсосберегающие технологии и хозрасчет, стремление обеспечить население мясомолочными продуктами.
8. Модернизация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности с использованием современного технологического оборудования, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, приближение переработки к местам производства сырья путем строительства мини-заводов мясомолочного, сыродельческого, консервного и сушильного направлений.
9. Дальнейшее развитие виноградарства и садоводства как бюджетообразующих отраслей сельского хозяйства. Увеличение производства винограда и плодов положительно скажется на положении винодельческой и консервной промышленности.
10. Рациональное использование поливных земель, увеличение внесения органических и минеральных удобрений, внедрение прогрессивных технологий, способствующих повышению урожайности сельскохозяйственных культур.
11. Реализация возможностей дальнейшего повышения эффективности личных подсобных хозяйств, интеграция их с сельскохозяйственными, перерабатывающими и обслуживающими предприятиями, предоставление им кредитов и государственных субсидий, развитие сферы торгово-посреднических услуг.
12. Содействие в организации новых машинно-технологических станций, там где это необходимо, передача неэффективно используемых машинно-технологических станций путем их приватизации предприятиям и отдельным предпринимателям, которые могут организовать работу этих станций, повысить уровень технического обеспечения за счет собственных средств, организовать поставку техники товаропроизводителям.
В условиях перехода сельского хозяйства на рыночные отношения значительно возрастает потребность в разработке прогноза развития.
Исходя из реалий экономического состояния и ситуации, сложившейся в агропромышленном комплексе республики, можно спрогнозировать, что в ближайшей перспективе развитие агропромышленного комплекса республики будет осуществляться за счет мобилизации его внутренних резервов при активизации процессов кооперации и интеграции, формирования рыночной инфраструктуры, уменьшения завоза продовольствия и возрастания спроса на свои продукты питания, повышения финансовой устойчивости товаропроизводителей и последовательного увеличения государственной поддержки. Только в этом случае у товаропроизводителей появятся условия для расширенного воспроизводства и существенно увеличится степень насыщения продовольственного рынка продуктами собственного производства.
Наиболее острыми проблемами, сдерживающими повышение эффективности агропромышленного комплекса, являются слабое распространение прогрессивных форм хозяйствования и отсутствие целостной системы управления агропромышленным комплексом. Большая роль в повышении эффективности работы агропромышленного комплекса должна принадлежать структурным преобразованиям и совершенствованию экономических отношений, которые предусматривают:
приведение организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации;
содействие формированию конкурентоспособных сельскохозяйственных товаропроизводителей и создание условий для концентрации необходимых средств производства у наиболее эффективно работающих собственников и организаций;
содействие развитию горизонтальной и вертикальной интеграции в агропромышленном секторе при жестком соблюдении антимонопольного законодательства;
реорганизацию хронически нерентабельных хозяйствующих субъектов.
Для комплексного решения проблем развития индивидуального сектора необходимо наделить их землей, содействовать в получении на условиях лизинга малогабаритной техники и племенного скота, оказывать помощь в переработке и реализации продукции.
Повышение эффективности аграрного комплекса республики в значительной степени определяется внедрением научно-технических достижений в области оснащения новой техникой, внедрения ресурсосберегающих технологий в отраслях агропромышленного комплекса.
В целях повышения эффективности научно-технического потенциала агропромышленного комплекса предусматривается:
сохранение, дальнейшее развитие и укрепление научно-технического потенциала агропромышленного комплекса, повышение эффективности его работы;
предоставление на конкурсной основе государственной поддержки наиболее перспективным научным исследованиям, имеющим существенное значение для развития агропромышленного комплекса;
формирование рыночных отношений в научно-технической сфере при разработке и реализации достижений науки и техники;
содействие творческой инициативе молодых ученых в разработке и внедрении современных научно-технических достижений.
Для обеспечения устойчивого развития аграрного производства, создания надежного продовольственного рынка республики, широкого распространения знаний, оказания информационно-консультационных услуг хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса, иным заинтересованным лицам в ввозе и вывозе сельскохозяйственной продукции способствовать созданию эффективной республиканской информационно-консультационной службы, интегрированной в единое информационное пространство Российской Федерации.
Основными критериями оценки эффективности деятельности агропромышленного комплекса должны быть финансово-хозяйственные показатели сельскохозяйственных предприятий и уровень доходов сельских жителей.
Одним из определяющих условий достижения намеченных рубежей является восстановление и совершенствование экономической работы на селе, реформирование сельскохозяйственных предприятий, приведение их организационно-правовых форм в соответствие с Гражданским кодексом РФ.
В результате реорганизации колхозов и совхозов основными организационно-правовыми формами стали предприятия, созданные на базе коллективно-долевой собственности на имущество. Поэтому необходимо восстановить систему внутрихозяйственных расчетов, усовершенствовать в новых условиях систему бухгалтерского учета и отчетности, работу служб экономического анализа, оптимизировать производственную структуру сельскохозяйственных предприятий, что послужит улучшению экономического положения товаропроизводителей агропромышленного комплекса.
С целью дальнейшего финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо, в первую очередь, провести комплексную реструктуризацию кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей по платежам в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды.
Необходимо изменить направления государственной поддержки сельского хозяйства и оказывать ее предприятиям, фермерским хозяйствам, личным подворьям, обеспечивающим наибольшую отдачу вложенных средств.
Совершенствование финансово-кредитных отношений в агропромышленном комплексе будет проходить при ценах, диктуемых спросом и предложением (т.е. рынком).
Основной задачей в области страхования является формирование и развитие эффективной его системы в сельском хозяйстве, включающей в том числе обязательную перестраховку части рисков; введение отдельного учета операций по страхованию, обеспеченному государственной поддержкой.
Другие виды страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Основной целью развития земельных отношений является улучшение эффективности использования сельскохозяйственных угодий, повышение плодородия почвы, сохранение природной среды.
В соответствии с Земельным кодексом РФ и с учетом принятия Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предстоит осуществить формирование нормативно-правовой базы регулирования земельных отношений с учетом специфики республики, направленной на:
переход к многообразию форм собственности на землю;
создание рыночного экономического механизма регулирования земельных отношений и охраны земель;
совершенствование нормативно-правовой и методической базы для реализации организационно-экономического механизма регулирования земельных отношений;