В настоящее время в Республике Дагестан насчитывается 8136 бюджетных учреждений (306 на 100 тыс. жителей). Показатели обеспеченности объектами социальной сферы в республике несколько ниже среднероссийского уровня (309 бюджетных учреждений на 100 тыс. жителей).
От состояния бюджетной сферы во многом зависит качество социально значимых услуг, предоставляемых населению, поэтому в республике предпринимаются постоянные попытки улучшить положение в бюджетной сфере. Об этом свидетельствует, в частности, увеличение в последние годы расходов республиканского бюджета на основные отрасли социальной сферы: социальную политику - на 80%, образование - на 29,7%, здравоохранение - на 50%.
Тем не менее в бюджетной сфере Дагестана остается ряд нерешенных проблем, среди которых высокая степень износа основных фондов, низкая доступность социально значимых услуг для некоторой части населения, неэффективные механизмы финансирования бюджетных учреждений. Ниже приведена характеристика основных отраслей бюджетной сферы.
В системе образования республики функционирует 1710 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 422,5 тыс. учащихся. В учреждениях среднего специального образования обучается 25,2 тыс. учащихся, в том числе в государственных учреждениях - 11,8 тыс. учащихся. Школы региона работают с перегрузкой, доля обучающихся во вторую смену составила в 2006 г. 31,5% против 21% в среднем по России. В республике 223 школы (16%) находятся в аварийном и ветхом состоянии.
На сегодняшний день наблюдается острая потребность в капитальном строительстве и реконструкции более 230 объектов образования, не завершено строительство более 60 объектов, во многих населенных пунктах дети обучаются в не приспособленных под классы помещениях, а в школах отсутствуют элементарные санитарно-гигиенические условия - водопровод и канализация.
В сфере здравоохранения республики функционирует 36 центральных районных и городских больниц на 8353 койки, 111 участковых больниц на 2130 коек, 189 врачебных амбулаторий и 1044 фельдшерско-акушерских пункта. К специализированным относятся 10 городских и 28 республиканских лечебно-профилактических учреждений.
Медицинская помощь оказывается в учреждениях здравоохранения в условиях недостатка площадей и оборудования. Требуют реконструкции или капитального ремонта 181 стационарное учреждение, 137 поликлиник. Находится в аварийном состоянии 31 учреждение.
В республике объемы медицинской помощи по всем видам (скорая, амбулаторно-поликлиническая, стационарная и стационарозамещающая в дневных стационарах) утверждены значительно ниже федеральных нормативов программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Территориальная Программа государственных гарантий оказания медицинской помощи утверждена на 2007 год в объеме 78,1% от расчетной стоимости программы. Финансирование на душу населения составляет 2143,2 руб., что значительно ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Заниженные объемы и нормативы финансирования могут быть причиной ухудшения доступности медицинской помощи, возникновения очередей на плановую госпитализацию и на прием к врачу. Тем не менее показатели болезненности и заболеваемости в Республике Дагестан находятся на уровне ниже среднероссийского. Однако это может быть следствием не только улучшения состояния в отрасли, но и занижения цифр статистической отчетности. После проведения диспансеризации в рамках национального проекта "Здоровье" указанные показатели ухудшились.
В сфере культуры в республике функционирует 9758 библиотек, 1092 клубных учреждения, 10 концертных организаций, 86 народных театров и народных коллективов, 11 профессиональных национальных театров, увеличивается сеть музеев и школ искусств, функционирует 161 спортивная школа. Состояние материальной базы большинства республиканских учреждений культуры нуждается в неотложных мерах по качественному улучшению всех составляющих (здания, оборудование, технические средства).
В большинстве районов и городов республики не развивается должным образом сеть нестационарных учреждений социального обслуживания населения, не создается необходимая материально-техническая база, призванная решать вопросы предоставления адресной государственной поддержки и помощи инвалидам, ветеранам, семьям с детьми, одиноким престарелым и нуждающимся гражданам, детям, оставшимся без попечения родителей. Действующая сеть социально-реабилитационных учреждений для детей, имеющих отклонения в здоровье, не обеспечивает потребностей в реабилитационных услугах.
Причинами неудовлетворительного состояния бюджетной сферы является не только отсутствие необходимого объема финансовых ресурсов, но и сам механизм финансирования.
Финансирование бюджетных учреждений республики, предоставляющих социальные услуги в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты и культуры, в настоящее время происходит по принципу "от достигнутого", т.е. в зависимости от расходов прошлых лет. На практике это означает, что финансируется сеть учреждений, а не производство определенного количества услуг соответствующего качества. Такой подход не заинтересовывает бюджетные учреждения в повышении эффективности своей деятельности и сокращении издержек. Часто это приводит к тому, что средства налогоплательщиков расходуются неэффективно, что отрицательно сказывается на качестве и доступности бюджетных услуг.
Другой проблемой, связанной с бюджетными учреждениями, является то, что из бюджета продолжают выделяться средства на содержание тех учреждений, которые способны существовать в рыночных условиях и зарабатывать самостоятельно. В то же время многие бюджетные учреждения, которые предоставляют социально значимые услуги и должны остаться в бюджетной сфере, остаются недофинансированными. Такое положение дел ставит вопрос о необходимости проведения в республике реструктуризации бюджетного сектора и переводе ряда бюджетных учреждений в негосударственные или автономные учреждения.
Таким образом, для повышения качества и доступности социальных услуг необходимо комплексное изменение подходов к финансированию учреждений, а именно: переход на финансирование в зависимости от количества и качества оказанных услуг, проведение реструктуризации бюджетной сети, внедрение контрактной системы оказания социальных бюджетных услуг. Одними из основных условий осуществления указанных преобразований являются определение методики расчета стоимости услуги и установление стандартов качества предоставления услуг.