Реализацию Программы предполагается осуществлять в два этапа. На первом этапе предполагается сформировать нормативно-правовую базу реформирования общественного сектора экономики и финансов Республики Дагестан. В частности, будет проведена инвентаризация действующей законодательной и нормативно-правовой базы республики на предмет наличия в ней необходимых для реализации реформы положений. После этого планируется привести нормативно-правовую базу Республики Дагестан в соответствие с требованиями Программы путем принятия новых документов либо внесения изменений в действующие законодательные и нормативно-правовые акты с учетом требований нового Бюджетного кодекса.
Кроме того, на этом этапе предполагается также провести апробирование новых методов в пилотных ведомствах республики. Таким образом, на первом этапе будет создана необходимая база для реализации мероприятий Программы, а опыт пилотных министерств позволит субъектам, реализующим Программу, избежать однотипных ошибок.
На втором этапе планируется широкое внедрение новых методов и механизмов управления региональными финансами в практику деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан.
В сфере общественных финансов предполагается достигнуть следующих результатов:
повышение эффективности и результативности расходования бюджетных средств;
укрепление доходной части бюджета республики;
повышение предсказуемости и прозрачности бюджетной политики;
оптимизация состава республиканской собственности;
повышение прозрачности и стабильности в организации межбюджетных отношений;
внедрение эффективных инструментов управления государственным долгом.
Проведение реформы в социальной сфере приведет к следующим результатам:
диверсификация поставщиков бюджетных услуг и формирование конкурентной среды на рынке предоставления услуг;
повышение качества бюджетных услуг;
повышение доступности бюджетных услуг;
усиление мер адресной поддержки наименее обеспеченных слоев населения при распределении субсидий на оплату ЖКУ;
усиление гражданского (общественного) контроля за принятием решений органов исполнительной власти республики и учреждений, предоставляющих бюджетные услуги.
В экономической сфере реализация запланированных мероприятий повлечет за собой:
повышение деловой активности за счет появления дополнительных стимулов для развития малого бизнеса на территории республики;
повышение обоснованности и эффективности бюджетных инвестиций;
развитие механизмов государственно-частного партнерства.
Оценка исходного уровня управления региональными финансами и планируемые изменения по результатам реформирования системы региональных и муниципальных финансов Республики Дагестан в разрезе мероприятий приведены в приложении N 2.
Успешное осуществление запланированных в рамках Программы мероприятий во многом зависит от своевременной оценки рисков, т.е. неблагоприятных ситуаций и последствий, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы. При реализации Программы в Дагестане могут возникнуть следующие виды рисков:
макроэкономический - изменение внешнеэкономической конъюнктуры или мер государственного регулирования в сопряженных с Программой сферах;
политический - возможная смена политического курса вследствие выборов, предполагающая отмену запланированных мероприятий;
законодательный - отсутствие (в том числе на федеральном уровне) нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Программы, или внесение изменений в нормативную базу, идущих вразрез с программными мероприятиями;
информационный - отсутствие или искажение информации, необходимой для принятия решений в рамках реализации Программы;
кадровый - отсутствие необходимого количества квалифицированных специалистов или нежелание специалистов участвовать в реализации Программы.
Для управления Программой в условиях риска и неопределенности с большей результативностью все рисковые факторы разделены на управляемые, т.е. полностью поддающиеся воздействию, и частично управляемые, т.е. те, возникновение которых фактически не зависит от субъектов, разработавших и реализующих Программу.