Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2007-2009 ГОДЫ (с изменениями на: 17.06.2008)


Жилищно-коммунальное хозяйство


Общая площадь жилищного фонда Республики Дагестан составляет 43 млн. кв. м, на одного жителя приходится в среднем 16,2 кв. м, что ниже, чем в среднем по ЮФО (18,4 кв. м). В 2006 году был произведен ввод в действие нового жилья общей площадью 715 тыс. кв. м - это самый высокий показатель среди всех республик Северного Кавказа. Высокими темпами растет также индивидуальный жилищный фонд.

Благоустроенность жилья объектами коммунальной инфраструктуры является одной из самых низких по ЮФО, особенно в сельской местности. Наиболее тяжело обстоит ситуация с горячим водоснабжением, центральным отоплением и канализацией. Многие населенные пункты практически лишены газоснабжения.

Состояние жилищного фонда в Дагестане характеризуется значительной долей ветхого и аварийного жилья - 22,5%, в том числе ветхого - 19,5%, аварийного -3,1%. Растет количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов, планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Очень высок удельный вес убыточных организаций в общем числе организаций ЖКХ - он составляет порядка 85%. Такое положение дел свидетельствует о необходимости проведения в сфере ЖКХ реформы, направленной на развитие инфраструктуры и финансовое оздоровление отрасли.

Попыткой улучшения ситуации в отрасли стало введение в республике 100 процентов уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Однако фактический уровень оплаты населением ЖКУ составлял по состоянию на 1 июля 2007 г. всего 53,2%, что является следствием низких доходов значительной части населения. Для решения существующей проблемы необходимо развивать систему субсидирования с учетом доходов населения и динамики тарифов на ЖКУ, направленную на повышение адресности и целевой направленности мер соцподдержки в сфере ЖКХ. Определение групп населения, которые должны получать субсидии, и тех, кто должен оплачивать полную стоимость услуг, особенно важно в условиях высокой дифференциации доходов населения.

4. Система управления общественными финансами.

По данным Министерства финансов Республики Дагестан, консолидированный бюджет за 2006 год исполнен по доходам в сумме 27123,7 млн. рублей и по расходам - 26554,6 млн. рублей, профицит бюджета составил 569,1 млн. рублей. По сравнению с 2005 годом доходы бюджета увеличились на 20,1%, расходы - на 24,9%. Стоит отметить, что на протяжении последних нескольких лет расходы в республике превышают доходы. При этом уровень бюджетных доходов на душу населения в Дагестане - один из самых низких по стране, а формирование профицита является следствием высокой доли безвозмездных поступлений из федерального бюджета в доходах бюджета республики. Несмотря на то, что по сравнению с предыдущим годом уровень дотаций снизился на 5%, в 2006 г. доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в доходах республики составила более 75% - это самый высокий показатель среди всех регионов ЮФО.

Доля налоговых поступлений в доходах бюджета составляет 23,1%, неналоговых - 1,5%, безвозмездные перечисления - 75,4%. По сравнению с 2005 годом поступления собственных доходов увеличились на 34,7%, или на 1635,7 млн. руб. Наибольшую долю в структуре налоговых доходов региона занимает налог на доходы физических лиц - около 35%, что лишний раз подчеркивает значимость проблемы вывода доходов населения из "тени". Доля акцизов составляет около 9%. Вместе с тем в республике есть потенциал по увеличению налоговых доходов именно за счет акцизов.

По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, задолженность перед бюджетом по налоговым платежам на 1 января 2007 года составила 742,6 млн. руб. По сравнению с соответствующим периодом 2005 г. она увеличилась на 35,2%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 47,9%, по акцизам - на 29%. Наибольшую долю в структуре задолженности по налогам и сборам составляет задолженность по налогу на добавленную стоимость - 45,5%. Основная ответственность за уровень собираемости налогов лежит на федеральном органе исполнительной власти, однако республиканская власть должна всячески способствовать решению этой проблемы.

Высокий уровень дотационности и низкий уровень собираемости налогов свидетельствуют о необходимости с особой тщательностью подходить к решению вопросов, связанных с предоставлением налоговых льгот. Решение должно всякий раз приниматься только после проведения оценки эффективности предоставляемых льгот по соответствующим методикам.

Еще одной проблемой является высокая доля просроченной кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность предприятий и организаций республики за 2006 год составила 9813,3 млн. руб., из них просроченная - 2620,6 млн. руб., или 26,7% от общей суммы кредиторской задолженности. В структуре просроченной кредиторской задолженности доля задолженности в бюджеты всех уровней составляет 8%, задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды - 4,6%.

По состоянию на 1 января 2007 г. 270 предприятий имело просроченную дебиторскую задолженность, при этом 0,4% от общей суммы просроченной дебиторской задолженности существует по вине государственных заказчиков, вовремя не оплативших поставленную продукцию.

Верхний предел государственного внутреннего долга Республики Дагестан на 1 января 2008 г. установлен в размере 735,035 млн. руб., в том числе по гарантийным обязательствам - в размере 198,727 млн. руб. На сегодняшний день в республике не утверждены формализованные процедуры управления государственным долгом и предоставления гарантий, позволяющие, в том числе, рассчитать объем долговой емкости бюджета. Это препятствует проведению оценки платежеспособности бюджета и его инвестиционных возможностей при среднесрочном планировании.

В настоящее время при планировании и исполнении бюджета республика только приступает к внедрению в бюджетный процесс принципов бюджетирования, ориентированного на результаты (БОР). На сегодняшний день можно констатировать лишь использование программно-целевых методов. Однако разработанные целевые программы не в полной мере отвечают требованиям БОРа. Общим для всех программ недостатком является то, что формулировки целей большинства программ не направлены на достижение конечного общественно значимого результата, а характеризуют скорее способы его достижения. Задачи в большинстве случаев не конкретизируют, каким образом планируется достигать намеченной цели, а либо дублируют цель, либо являются конкретными мероприятиями. Во многих программах отсутствуют количественные показатели, что не позволяет проводить оценку результативности программы ни во время ее реализации, ни после завершения программы. Ни в одной из программ финансовые ресурсы не привязаны к поставленным целям и задачам, что также противоречит принципам БОРа. В большинстве программ указаны лишь общие объемы и источники финансирования. Кроме того, не разработаны механизмы корректировки программ в случае их неэффективной реализации. Ведомственные программы расходов в республике не разрабатываются.

В республике постепенно формируется нормативно-правовая база, регулирующая организацию межбюджетных отношений. Приняты следующие республиканские законы: "О республиканском фонде софинансирования социальных расходов муниципальных районов (городских округов) Республики Дагестан" от 12 октября 2005 года N 38, "О республиканском фонде муниципального развития" от 1 ноября 2005 года N 43, "О республиканском фонде финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) Республики Дагестан" от 1 ноября 2005 года N 44, "О республиканском фонде финансовой поддержки поселений Республики Дагестан" N 60 от 8 декабря 2005 г., "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан" N 64 от 8 декабря 2005 г., "О районном фонде финансовой поддержки поселений Республики Дагестан в части, формируемой за счет собственных доходов местного бюджета муниципального района" N 7 от 3 февраля 2006 г.

Однако указанные законы не являются законами прямого действия. В них закладываются лишь рамочные положения регулирования межбюджетных отношений. Это означает необходимость развития этих законов в соответствующих нормативно-правовых актах, что планируется сделать в рамках реализации настоящей Программы с учетом требований нового Бюджетного кодекса. В частности, это касается разработки и принятия формализованных методик по следующим вопросам:

распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности;

распределение средств на софинансирование социальных расходов;

расчет распределения бюджетных кредитов на кассовый разрыв.

Кроме того, для реализации указанных законов необходима организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований республики. В настоящее время Министерством финансов Республики Дагестан разработана система показателей, характеризующих качество управления общественными финансами муниципальных образований, которая будет положена в основу мониторинга. Эта работа будет продолжена в рамках реализации Программы. Соответствующий проект постановления внесен в Правительство Республики Дагестан.