Обоснование каждого мероприятия реформирования включает в себя оценку исходного состояния, план реформирования, ожидаемые результаты, анализ возможных альтернатив, а также оценку возможных рисков и способы их минимизации. Итоговые нормативно-правовые документы, которые будут приняты по результатам реформирования, сроки их принятия, а также ответственные исполнители в разрезе каждого мероприятия указаны в приложении N 3.
Мероприятие 1. Создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных услуг.
Исходное состояние. В настоящий момент финансирование деятельности бюджетных учреждений происходит вне зависимости от результатов их работы, т.е. количества и качества оказываемых ими услуг. Помимо чисто экономической неэффективности негативным последствием такой ситуации является незаинтересованность учреждений в повышении качества услуг.
Вместе с тем элементы прогнозирования потребности по отдельным видам услуг в натуральном выражении используются в работе исполнительных органов власти Республики Дагестан. Как правило, это происходит при планировании строительства объектов социальной сферы. Однако элементы такого планирования лишь частично интегрированы в бюджетный процесс при определении объема капитальных вложений.
Следует отметить, что на сегодняшний день сдерживающим фактором планирования потребности в государственных услугах является фрагментарность информации, собираемой органами статистики по этому вопросу. Системный мониторинг потребности в государственных услугах по отдельным их видам в Республике Дагестан не ведется. Отсутствует также и обратная связь с потребителями государственных услуг, поскольку информация о потребности в услугах и степени удовлетворения в них не публикуется. Это не позволяет учитывать мнение населения при планировании потребности в социально значимых услугах.
План реформирования. На первом этапе на основе действующих классификаторов услуг планируется сформировать перечень наиболее распространенных социально значимых услуг, предоставляемых населению бюджетной сферой, и провести оценку потребности в этих услугах в натуральном выражении и степени ее удовлетворения за последние три отчетных года.
Затем предполагается разработать методику оценки стоимости услуги, что позволит проводить расчет потребности в услугах в денежном выражении. После этого будет утвержден порядок проведения мониторинга и ежегодной оценки потребности в государственных услугах, а также порядок учета результатов мониторинга при формировании проекта бюджета, в том числе в разрезе органов исполнительной власти.
На втором этапе предполагается начать внедрение принятых нормативно-правовых документов в практику деятельности органов исполнительной власти, в частности, использовать данные мониторинга потребности в государственных услугах при формировании расходной части бюджета, в том числе на среднесрочный период. В результате реформирования предполагается добиться минимального отклонения фактически предоставленных государственных услуг от результатов оценки потребности в государственных услугах - размер отклонения предположительно будет отличаться не более чем на 15%.
Результаты оценки потребности в государственных услугах в стоимостном выражении и размер фактически произведенных на предоставление услуг расходов будут размещаться в СМИ и сети Интернет.
Ожидаемые результаты. В рамках внедрения БОРа планируется осуществить переход от финансирования сети учреждений к финансированию услуги, что позволит:
сократить бюджетные расходы в результате ликвидации избыточного предложения;
создать стимулы у бюджетных учреждений для повышения качества услуг, предоставляемых населению;
создать предпосылки для внедрения механизма государственного заказа/задания при организации процесса предоставления услуг;
повысить информационное обеспечение планирования потребности в государственных услугах;
включить население в процесс планирования потребности в государственных услугах;
формировать расходную часть бюджета республики в зависимости от потребности в предоставлении государственных услуг;
повысить степень удовлетворенности в государственных услугах.
Альтернативы. Альтернативой данному мероприятию могло бы стать совершенствование действующей системы финансового планирования на основе разработки финансовых нормативов. Однако сохранение старого порядка (пусть даже усовершенствованного) не создает у бюджетных учреждений стимулов к конкуренции за потребителей услуг и повышению их качества. Кроме того, это не отвечает требованию повышения прозрачности бюджетных расходов. В предложенном варианте реформирования непосредственная увязка бюджетных расходов с количеством и качеством государственных услуг снимет многие вопросы общественности о направлении использования бюджетных средств.
Оценка рисков. Оценку потребности в государственных услугах невозможно организовать без получения в рамках мониторинга необходимой информации. В случае отсутствия достаточных средств на организацию такого мониторинга оценка потребности может быть недостоверна, что приведет к серьезным социальным последствиям. Минимизировать данный риск можно путем оптимизации программы мониторинга (минимально необходимый перечень показателей, использование информации, собираемой по другим каналам, установление оптимальной периодичности сбора информации и т.п.), направленной на снижение его стоимости и включение расходов на его проведение в проект бюджета.
Мероприятие 2. Стандартизация государственных услуг
Исходное состояние. Стандарты качества государственных услуг (определяющие комплексные требования к качеству услуги с точки зрения соблюдения нормативов потребления материальных ресурсов, санитарно-гигиенических норм, регламента выполняемых операций и т.д.) в настоящее время в Республике Дагестан не разработаны. Отдельные элементы стандарта используются в здравоохранении (медико-экономические стандарты, протоколы лечения), образовании (образовательный стандарт) и некоторых других отраслях. Эти элементы стандартов, как правило, определены на федеральном уровне и не закреплены в республиканском законодательстве. Следует также отметить, что указанные элементы стандартов во многом носят чисто профессиональный характер и не ориентированы на потребителя услуг.
План реформирования. На первом этапе реформирования предполагается провести инвентаризацию действующей нормативно-правовой базы республики на предмет наличия в ней стандартов качества, а также выявления документов, в том числе отраслевого значения, на основании которых можно было бы начать работу по разработке стандартов качества государственных услуг. В первую очередь речь идет о документах, содержащих нормы потребления расходных материалов при предоставлении определенных услуг, требований к квалификации персонала, условиям предоставления услуги. На этом же этапе будет начата работа по разработке стандартов качества услуг по основным отраслям социальной сферы. При этом особое внимание будет уделено вопросу экономической обоснованности существующих в отраслях нормативов потребления и целесообразности их изменения в рамках, отвечающих объективным бюджетным ограничениям.
На втором этапе реформирования предполагается закончить разработку стандартов качества услуг и утвердить их законом Республики Дагестан. Утвержденные стандарты качества будут доведены до учреждений, организаций, предоставляющих соответствующие социальные услуги, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также размещены в СМИ и сети Интернет. Наряду с этим будет разработан порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых услуг утвержденным стандартам. В указанном порядке будет закреплена периодичность и способы проверки на соответствие фактически предоставляемых населению услуг установленным стандартам. С целью изучения общественного мнения о качестве предоставляемых населению услуг будут организованы опросы населения по этой проблеме. Результаты проверок и опросов и выявленные случаи нарушения стандартов подлежат освещению в СМИ и сети Интернет.
Ожидаемые результаты. Утверждение стандартов качества государственных услуг позволит достичь следующих результатов:
создание предпосылок для внедрения механизма государственного заказа/задания при организации процесса предоставления услуг;
создание предпосылок для объективного расчета стоимости государственных услуг и как следствие уровня бюджетных расходов;
создание системы контроля за качеством государственных услуг, направленной на выявление неэффективных производителей услуг;
повышение влияния населения на результаты работы бюджетных учреждений;