Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНОЕ ВНЕДРЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ГЛОНАСС В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2014 ГОДЫ"


8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности Программы


Основным недостатком организации управления дорожно-транспортным комплексом, а также мероприятий по контролю состояния критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов в большинстве регионов Российской Федерации является отсутствие единой современной системы управления.

Как показывает мировой опыт, создание систем интеллектуального управления транспортными процессами, контроля критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов является мощным инструментом регулирования состояния инфраструктурного комплекса, обеспечивающим удовлетворение растущих потребностей населения и экономики качеством транспортных услуг и обеспечением безопасности за счет достижения следующих положительных результатов:

1. Автоматизация управления транспортными потоками (показатель эффекта - снижение затрат времени в пути).

Осуществление централизованного управления дорожным движением обеспечит возможность реализации аналитически обоснованных, оптимальных сценариев управления в рамках единой транспортной системы республики, оперативного и своевременного перераспределения транспортных потоков и, как следствие, высокое качество транспортных услуг - снижение средней длительности и протяженности поездки, повышение мобильности граждан, а также оперативное реагирование на возникновение внештатных и аварийных ситуаций с целью поддержания функционального состояния улично-дорожной сети (УДС).

2. Повышение безопасности дорожного движения (показатель эффекта - уменьшение количества пострадавших, снижение ущерба от ДТП).

Повышение безопасности дорожного движения (БДД) будет достигнуто за счет обеспечения автоматизированного контроля дорожной ситуации, автоматизированной фиксации ДТП и иных аварийных ситуаций, реализации мероприятий прямого (с использованием светофорных объектов и знаков переменной информации (ЗПИ) и косвенного (с использованием динамического информационного табло (ДИТ), средств массовой информации и сервисов для персональных навигационных устройств) управления транспортными потоками, направленных на минимизацию влияния последствий возникновения нештатных и аварийных ситуаций на транспортную ситуацию в регионе, оптимизацию процессов управления транспортом служб экстренного реагирования (обеспечение приоритетного проезда транспорта служб экстренного реагирования, повышение оперативности прибытия).

3. Снижение опасности техногенных аварий на критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектах (показатель эффекта - уменьшение количества аварий).

Обеспечение непрерывного контроля параметров, характеризующих состояние объектов, анализ данных мониторинга, прогнозирование и предупреждение возможности возникновения аварий, а также информационное обеспечение действий служб экстренного реагирования позволит повысить безопасность функционирования промышленного комплекса региона.

4. Улучшение экологической обстановки (показатель эффекта - снижение экологического ущерба от автомобильного транспорта).

Оптимизация управления транспортными потоками, уменьшение количества и длительности заторов и нецелевых перепробегов транспортных средств обеспечит улучшение общего экологического фона в регионе за счет уменьшения количества выбросов вредных веществ, снижения шумового фона.

5. Повышение эффективности использования отраслевого транспорта (показатель эффекта - снижение затрат на эксплуатацию транспортных средств).

Создание спутниковых навигационных систем диспетчерского управления различными видами транспорта и интеграция их в процессы функционирования региональной автоматизированной системы РАС-ГЛОНАСС обеспечит повышение экономических показателей транспортных предприятий за счет уменьшения перепробегов и простоя транспорта, снижения расхода горюче-смазочных материалов, обеспечения возможности оптимального маршрутного планирования, непрерывного мониторинга состояния транспорта, пассажиров и грузов, а также оперативного реагирования в случае возникновения нештатных и аварийных ситуаций.

Обобщенную оценку социально-экономического эффекта можно сформировать на основе прогноза минимизации ущерба по перечисленным направлениям. Ввиду отсутствия в России опыта комплексного внедрения навигационно-информационных технологий предлагаемая прогнозная оценка построена на зарубежном опыте и экспертных оценках специалистов Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. Оценка эффекта от реализации Программы рассматривает три варианта: пессимистичный, средний и оптимистичный (на примере автомобильного транспорта).