ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 июля 2011 года N 153-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНОЕ ВНЕДРЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ГЛОНАСС В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2014 ГОДЫ"]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Комплексное внедрение и использование технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан на 2012-2014 годы".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Комплексное внедрение и использование технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан на 2012-2014 годы" (далее - Программа) Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 43192,5 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).

Предельные объемы финансирования указанной Программы могут ежегодно уточняться исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.

4. Министерству промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан совместно с ОАО "Навигационно-информационные системы" обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан до 1 декабря 2011 года.


Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ




Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 7 июля 2011 года N 153-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНОЕ ВНЕДРЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ГЛОНАСС В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2014 ГОДЫ"



 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан


Современное навигационное обеспечение объектов в основном базируется на использовании навигационных сигналов, излучаемых со спутников космической навигационной системы. На основе получаемых навигационных сигналов с помощью соответствующей аппаратуры потребитель определяет свое местоположение.

Отечественная глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, обеспечивающая решение задач в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, введена в эксплуатацию в сентябре 1993 года с орбитальной группировкой ограниченного состава, включающей 12 навигационных космических аппаратов (КА). В декабре 1995 года орбитальная группировка развернута до штатного состава (24 КА). Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 февраля 1999 года N 38-рп система ГЛОНАСС определена как система двойного назначения.

Без принятия и реализации комплекса мер по внедрению, использованию и развитию системы ГЛОНАСС отечественные потребители вынуждены будут ориентироваться на системы GPS и GALILEO. При введении режима "селективного доступа" в системах GPS и GALILEO национальной безопасности России может быть нанесен непоправимый ущерб.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 года N 587 утверждена федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система" на 2002-2011 годы, целью которой является развитие и эффективное использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности. В настоящее время разработана и находится на утверждении федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система 2020 г.".

В соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 10 августа 2010 года N ВП-П7-44пр органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Роскосмосом и федеральным сетевым оператором ОАО "Навигационно-информационные системы" рекомендовано разработать и принять к реализации региональные целевые программы использования спутниковых навигационных технологий в интересах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Решение этой задачи предполагается осуществить путем принятия и реализации республиканской целевой программы "Комплексное внедрение и использование технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан на 2012-2014 годы" (далее - Программа).

Целью Программы является создание региональной навигационно-информационной системы с применением технологий глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС на территории Республики Дагестан и ее эффективное использование в интересах социально-экономического развития республики, обеспечение гарантированного предоставления навигационных сигналов республиканским потребителям и обеспечение национальной безопасности.


2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Сложность космических средств, многообразие заказчиков, исполнителей и потребителей космических навигационных услуг, а также ресурсные ограничения обуславливают необходимость программно-целевого подхода при решении задач поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС. Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода.

Реализация республиканской целевой программы комплексного внедрения и использования технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан позволит объединить все работы по внедрению и использованию системы в рамках Программы, выполнение которой позволит осуществлять координацию использования системы ГЛОНАСС в социально-экономической сфере, сосредоточить бюджетные средства для выполнения приоритетных задач Программы и создать основу для привлечения внебюджетных источников.

Учитывая масштабность задач, связанных с внедрением и использованием технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан, наиболее предпочтительным инструментом для их решения является программно-целевой метод.


3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Промедление с решением задач внедрения навигационно-информационной системы с использованием технологий ГЛОНАСС на территории Республики Дагестан и отсутствие Программы ведет к:

снижению эффективности управления транспортными средствами городского хозяйства;

снижению безопасности движения на транспорте;

снижению качества транспортного обслуживания населения;

увеличению затрат на транспортные перевозки;

снижению информированности о дорожной ситуации;

ухудшению экологической обстановки;

росту технологического отставания Республики Дагестан в части использования навигационных систем по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.

Таким образом, эффективное решение задач внедрения навигационно-информационной системы на базе технологий ГЛОНАСС в установленные сроки без использования программно-целевого подхода представляется невозможным.


4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


В соответствии с настоящей Концепцией основной целью внедрения технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан является создание региональной навигационно-информационной системы с использованием технологий глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС на территории Республики Дагестан, что позволит обеспечить республиканских потребителей гарантированным предоставлением навигационных сигналов.

При определении оптимального варианта внедрения технологий ГЛОНАСС было проведено сравнение возможностей, стоимости и эффективности поэтапного внедрения за счет финансирования из внебюджетных источников и последовательного внедрения в один этап за счет бюджетных и внебюджетных средств с условием охвата всей территории республики.

Первый вариант предполагает создание навигационно-информационной системы республики в два этапа за счет внебюджетного финансирования. На первом этапе планируется создать региональный диспетчерский центр навигационно-информационной системы на базе технологий ГЛОНАСС, на втором этапе - оснащение технологиями ГЛОНАСС владельцев автотранспортных средств в Республике Дагестан.

При внедрении первого варианта необходимость коммерческой окупаемости инвестиционных вложений в реализацию Программы приведет к лишению большей части населения бесплатного гарантированного доступа к навигационно-информационным сигналам, что ставит под сомнение возможность гарантированного равноправного доступа всего населения республики к данным услугам.

Внедрение технологий ГЛОНАСС по данному варианту будет проходить бессистемно и медленно (минимум 5-7 лет). Как показывает опыт других субъектов Российской Федерации, прежде всего будут пользоваться услугами навигационно-информационной системы крупные города, а для сельских и труднодоступных районов процесс получения этой услуги может растянуться надолго.

Второй вариант предполагает создание навигационно-информационной системы в республике в три этапа за счет бюджетного финансирования (из федерального и республиканского бюджетов) и внебюджетных привлеченных средств. Данный вариант предусматривает создание регионального диспетчерского центра навигационно-информационной системы на базе технологий ГЛОНАСС в г. Махачкале, а также вспомогательных диспетчерских пунктов в городах и районных центрах республики и оснащение технологиями ГЛОНАСС транспортных средств ГУ МЧС России по РД, машин скорой помощи, школьных автобусов, а также автотранспортных средств, принадлежащих органам государственной власти, и предоставление данных услуг частным автотранспортным средствам и автотранспортным предприятиям.

Такой подход позволит сократить до 3 лет срок внедрения навигационно-информационных систем на территории всей республики. Планомерное и повсеместное внедрение технологий ГЛОНАСС будет способствовать созданию навигационно-информационной системы республики и ее дальнейшему развитию. При реализации этого варианта экономические, социальные и технологические риски становятся минимальными.

Учитывая изложенное, в качестве более предпочтительного следует рассматривать второй вариант.


5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом


Реализацию Программы планируется осуществить в течение в 2012-2014 годов в три этапа.

Основной целью I этапа Программы (2012 год) является создание регионального диспетчерского центра (РДЦ) навигационно-информационной системы на базе технологий ГЛОНАСС в г. Махачкале. Основной целью II этапа Программы (2012-2013 годы) является создание в городах и районных центрах республики вспомогательных диспетчерских пунктов. Основной целью III этапа Программы (2013-2014 годы) является оснащение технологиями ГЛОНАСС автотранспортных средств ГУ МЧС России по Республике Дагестан, машин скорой помощи и школьных автобусов, а также автотранспортных средств органов государственной власти.


6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы


Основной целью является создание региональной навигационно-информационной системы с использованием технологий глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС на территории Республики Дагестан и ее эффективное использование в интересах социально-экономического развития республики, обеспечение гарантированного предоставления навигационных сигналов республиканским потребителям и обеспечение национальной безопасности.

Реализация указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

формирование регионального навигационно-информационного пространства;

создание и развитие наземной инфраструктуры спутниковой навигационной системы Республики Дагестан;

создание условий для внедрения отечественной навигационной потребительской аппаратуры на республиканском рынке, инициирование массового спроса на отечественное оборудование и услуги системы ГЛОНАСС;

повышение эффективности функционирования транспортного комплекса региона;

повышение инвестиционной привлекательности экономики республики;

повышение эффективности деятельности служб экстренного реагирования в рамках реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных и кризисных ситуаций;

повышение качества контроля за исполнением контрактов в транспортной сфере (с использованием возможностей технологий ГЛОНАСС);

создание регионального навигационно-информационного центра (РНИЦ);

уменьшение вредного воздействия транспортных потоков на окружающую среду.

Для оценки эффективности хода реализации Программы предполагается использовать следующие целевые показатели:

1. Динамика внедрения системы ГЛОНАСС:

количество автотранспортных средств, оснащенных системами ГЛОНАСС, по категориям автомобильного транспорта;

процент оснащенности транспортных средств системами ГЛОНАСС;

количество организаций, которым оказываются данные услуги.

2. Уровень повышения эффективности использования транспортных средств от внедрения системы ГЛОНАСС, в том числе:

снижение затрат на эксплуатацию транспортных средств;

сокращение случаев превышения установленных нормативов (нарушение скоростного режима, отклонение от заданного маршрута и т.д.);

снижение аварийности транспортных средств и др.


7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы


Объем средств, предполагаемых для финансирования мероприятий Программы, составляет 143975,0 тыс. рублей из федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и бюджетов муниципальных образований.

Данные средства направляются в первую очередь на создание диспетчерских пунктов в городах и районных центрах республики (6630,0 тыс. рублей), оснащение технологиями ГЛОНАСС автотранспортных средств ГУ МЧС России по РД, машин скорой помощи и школьных автобусов (31622,4 тыс. рублей), автотранспортных средств органов государственной власти (105722,6 тыс. рублей).


8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности Программы


Основным недостатком организации управления дорожно-транспортным комплексом, а также мероприятий по контролю состояния критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов в большинстве регионов Российской Федерации является отсутствие единой современной системы управления.

Как показывает мировой опыт, создание систем интеллектуального управления транспортными процессами, контроля критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов является мощным инструментом регулирования состояния инфраструктурного комплекса, обеспечивающим удовлетворение растущих потребностей населения и экономики качеством транспортных услуг и обеспечением безопасности за счет достижения следующих положительных результатов:

1. Автоматизация управления транспортными потоками (показатель эффекта - снижение затрат времени в пути).

Осуществление централизованного управления дорожным движением обеспечит возможность реализации аналитически обоснованных, оптимальных сценариев управления в рамках единой транспортной системы республики, оперативного и своевременного перераспределения транспортных потоков и, как следствие, высокое качество транспортных услуг - снижение средней длительности и протяженности поездки, повышение мобильности граждан, а также оперативное реагирование на возникновение внештатных и аварийных ситуаций с целью поддержания функционального состояния улично-дорожной сети (УДС).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»