Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2015 ГОДЫ"


III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода


За годы реализации республиканских целевых программ развития малого и среднего предпринимательства, в рамках которых выполняются мероприятия по кредитно-финансовой, образовательной, научно-методической, информационной поддержке предпринимателей, удалось достичь определенных результатов.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, по состоянию на начало 2010 года на территории республики насчитывалось 4022 малых предприятия, 60 средних предприятий.

На предприятиях малого и среднего бизнеса занято (без внешних совместителей) 51,4 тыс. человек, что составляет 5,5 проц. от всего экономически активного населения республики.

Оборот малых и средних предприятий в 2009 году достиг 95,8 млрд. рублей, что на 10,5 проц. больше оборота предыдущего года.

Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли, которые составляют по итогам 2009 года 1096 единиц, или 26,8 проц. от всех юридических лиц (31,1 проц. - в 2008 году). Такие компании дают оборот 47887,7 млн. рублей, или 50,0 проц. (в 2008 г. - 45,0 проц.) от общего оборота малых и средних предприятий.

Второй по численности малых предприятий вид деятельности - это сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, в него вовлечено 897 компаний - это 22 проц. (в 2008 г. - 15,8 проц.). Оборот этих предприятий - 1133,3 млн. рублей, или 1,2 проц. (в 2008 г. - 1,1 проц.).

Третья отрасль, в которой представлено значительное число малых и средних предприятий, - это строительство: 601 компания - 14,7 проц. (в 2008 г. - 14,8 проц.), которые дают оборот в 30327,5 млн. рублей - 31,7 проц. (в 2008 г. - 36,2 проц.).

На четвертом месте по числу действующих малых и средних предприятий - обрабатывающие производства: 575 компаний - 14,1 проц. (в 2008 г. - 16,4 проц.) и 9843,6 млн. рублей, или 10,3 проц. (в 2008 г. - 7,2 проц.).

Такая отраслевая структура малого и среднего предпринимательства остается практически неизменной на протяжении последних пяти лет.

За 2009 год в малый и средний бизнес республики было привлечено 3,3 млрд. рублей инвестиций, основная доля которых направлена в строительство (80,8 проц.).

Налоговые поступления от деятельности субъектов малого предпринимательства в консолидированный бюджет Республики Дагестан в 2009 году составили 2,14 млрд. рублей, в 2008 году - 1,13 млрд. рублей.

Количество индивидуальных предпринимателей на начало 2010 года превысило 75 тыс. человек, что больше, чем в 2008 году, на 4,8 тыс. человек. Индивидуальные предприниматели действуют, как правило, в сфере торговли и бытовых услуг.

Нормативно-правовое регулирование поддержки и развития малого и среднего предпринимательства осуществляется общими нормами, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Республики Дагестан от 16 июля 2008 года N 34 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан". Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства также регулируется другими нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти республики по различным вопросам хозяйственной, градостроительной, имущественной, экономической политики.

В Республике Дагестан приняты практически все необходимые нормативные правовые акты, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства. Существенно расширены возможности по применению субъектами малого предпринимательства специальных налоговых режимов.

Несмотря на достижение определенных результатов в этой сфере, в республике остается нерешенным ряд проблем в формировании благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства, связанных с нехваткой помещений, финансовых средств для дальнейшего развития, высоким уровнем налогообложения, проверками различных контролирующих органов. В посткризисный период устойчивость бизнеса многих малых предприятий без масштабной государственной поддержки окажется на критически низком уровне, что может привести к банкротству части из них, увеличению числа высвобождаемых работников, а следовательно, повышению уровня безработицы, ухудшению в целом социально-экономической ситуации в республике.

Комплексный характер взаимосвязанных проблем в секторе малого и среднего предпринимательства определяет в качестве единственно возможного программно-целевой метод их решения, предполагающий увязку в рамках единой программы мероприятий по целям, содержанию работ, их исполнителям и ресурсам. В противном случае суммарные затраты значительно превысят те, которые потребовались бы при комплексном решении той же группы проблем.