Реформирование сельского хозяйства республики и перевод его на рыночные методы хозяйствования в условиях ослабления государственной поддержки, нарушения эквивалентности межотраслевого обмена и неблагоприятного для сельского хозяйства инвестиционного климата обусловило критическое снижение платежеспособности большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей и, как следствие, разрушение их материально-технической базы. Так, суммарные энергетические мощности сельского хозяйства республики снизились с 2163 тыс. кВт в 1990 г. до 574 тыс. кВт на начало 2011 г. (в 3,8 раза), а энергообеспеченность снизилась до уровня 60-х годов прошлого века. В целом обеспеченность сельского хозяйства республики базовыми видами техники на начало 2011 г. не превышает 35 проц., а общая стоимость недостающей техники составляет 10 млрд. руб. при стоимости оптимального парка машин 15 млрд. рублей.
Критическое сокращение и полный физический износ оставшейся в эксплуатации части машин привели к выводу из севооборота значительных площадей пашни и уменьшению посевных площадей, упрощению технологий возделывания сельскохозяйственных культур, огромным потерям продукции, деградации земельных ресурсов, росту удельных производственных затрат и, в конечном итоге, к снижению производительности труда и конкурентоспособности отрасли. Так, производительность труда в сельском хозяйстве республики по итогам 2010 г. в 2,3 раза ниже общероссийского показателя.
Тенденция снижения уровня технической оснащенности продолжает сохраняться: ежегодные темпы выбытия техники в несколько раз опережают темпы их обновления. К примеру, за 2006-2010 годы среднегодовое списание тракторов и зерноуборочных комбайнов составило 7,5 и 7,0 проц., а обновление - 1,6 и 0,4 проц. соответственно. В то же время при нормальном воспроизводственном процессе ежегодно должно обновляться 10-12 проц., а с учетом высокой степени фактического износа - значительно больше. Тяжелое финансовое положение хозяйств и сложившийся многократный диспаритет цен между продукцией машиностроения и сельского хозяйства не позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям самостоятельно приобрести необходимую технику.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что без использования программно-целевого метода уровень технической оснащенности сельскохозяйственного производства республики в дальнейшем будет снижаться. Так, по расчетам, при сохранении установившихся негативных тенденций количество тракторов, зерноуборочных комбайнов в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах к концу 2020 г. по сравнению с 2011 г. уменьшится соответственно на 38 и 35 проц., республика останется без кормоуборочных комбайнов, а доля амортизированных тракторов и зерноуборочных комбайнов в общем парке машин возрастет соответственно до 95 и 96 проц. (таблица 1).
Снижение обеспеченности тракторами и зерноуборочными комбайнами в расчете на 1000 га пашни и 1000 га посевов зерновых культур (без риса) прогнозируется на уровне 37,5 и 45 проц. соответственно. Отсюда следует, что уровень обеспеченности сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств тракторами снизится с 50 до 36 проц., зерноуборочными комбайнами - с 60 до 40 процентов.