ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 3 февраля 2012 года N 15-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "О МЕРАХ ПО БОРЬБЕ С БРУЦЕЛЛЕЗОМ ЛЮДЕЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2016 ГОДЫ"]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "О мерах по борьбе с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных в Республике Дагестан на 2012-2016 годы".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "О мерах по борьбе с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных в Республике Дагестан на 2012-2016 годы" (далее - Программа) Комитет по ветеринарии Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 70975,6 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет) и может ежегодно уточняться, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.

4. Комитету по ветеринарии Республики Дагестан и Министерству здравоохранения Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ






Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 3 февраля 2012 года N 15-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "О МЕРАХ ПО БОРЬБЕ С БРУЦЕЛЛЕЗОМ ЛЮДЕЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2012-2016 ГОДЫ"


 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан


Задачи по профилактике и борьбе с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных предусмотрены федеральными законами от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и другими нормативными правовыми актами. Однако выполнение указанных задач затруднено в связи с отсутствием механизмов их реализации, особенно в части отчуждения и сдачи на убой больных бруцеллезом сельскохозяйственных животных, осуществления надзора за ввозом, реализацией животных и продуктов животноводства, а также сырья животного происхождения, возмещения дополнительных расходов ветеринарным и лечебно-профилактическим учреждениям за проведение противоэпизоотических и противоэпидемиологических мероприятий в очагах инфекции и неблагополучных пунктах.

Программа предусматривает:

разработку дополнительных правовых и нормативно-методических документов по вопросам, обеспечивающим профилактику и борьбу с бруцеллезом;

подготовку методического руководства по разработке типового макета территориальной целевой программы по борьбе с бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных;

тиражирование сборника нормативно-методических документов по вопросам профилактики бруцеллеза и ветеринарно-санитарных правил;

организацию и проведение мероприятий по охране территории Республики Дагестан от заноса и распространения особо опасных болезней животных;

проведение ветеринарно-санитарной экспертизы вывозимых животных, продуктов животноводства;

создание мобильных ветеринарно-полицейских постов на федеральных трассах для контроля за завозом животных и продуктов животноводства;

открытие дополнительных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках республики;

санитарное благоустройство, оснащение и оборудование рынков;

приобретение специального автотранспорта, средств для проведения дезинфекционных работ;

строительство и реконструкцию ветеринарно-санитарных объектов.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Бруцеллез сельскохозяйственных животных наносит большой ущерб экономике республики и представляет серьезную опасность для людей.

Обострившаяся в последние годы в республике эпидемиолого-эпизоотическая обстановка по бруцеллезу, связанная с отсутствием учета сельскохозяйственных животных, сосредоточением его в личных подсобных хозяйствах, возросшей неконтролируемой торговлей сельскохозяйственными животными и продуктами животноводства без ветеринарно-санитарной экспертизы, проведение подворного убоя больных животных требуют кардинально новых подходов к решению этой проблемы.

Эпидемиологическая ситуация по заболеваемости бруцеллезом в республике продолжает оставаться напряженной. Показатель заболеваемости в десятки раз превышает среднефедеративный показатель: в 2005 г. - 255 случаев, инфекционный показатель (далее - ИП) - 9,7 (РФ - 0,34), 2006 г. - 235 случаев, ИП - 8,8 (РФ - 2,29), 2007 г. - 163 случая, ИП - 6,17 (РФ - 0,2), 2008 г. - 180 случаев, ИП - 6,77 (РФ - 0,29), 2009 г. - 239 случаев, ИП - 8,99 (РФ - 0,29), 2010 г. - 171 случай, ИП - 6,25.

Распространенность бруцеллеза остается повсеместной, охвачено 43 населенных пункта.

Высокая заболеваемость в 2010 г. зарегистрирована в: Акушинском районе - 32 случая (2009 г. - 18), Кизлярском - 25 случаев (2009 г. - 19), Хунзахском - 17 случаев (2009 г. - 5), Ботлихском - 15 случаев (2009 г. - 20), Левашинском - 14 случаев (2009 г. - 25), Карабудахкентском - 14 случаев (2009 г. - 9), Цумадинском - 11 случаев (2009 г. - 25), Бабаюртовском - 9 случаев (2009 г. - 19), Тляратинском - 9 случаев (2009 г. - 6).

Из года в год выявляются новые неблагополучные пункты и хозяйства по бруцеллезу сельскохозяйственных животных. Неблагополучными районами по бруцеллезу крупного рогатого скота являются: Бабаюртовский - 2 населенных пункта (с. Геметюбе, с. Советское), Гунибский - 5 (с. Салта, с. Бухты, с. Мегеб, с. Корода, с. Кудали), Хунзахский - 2 (с. Тануси, с. Орота "Львовское" N 7), Рутульский - 1 (с. Рутул), Унцукульский (Бабаюртовская зона отгонного животноводства) - 1 (СПК "Араканский"). По бруцеллезу мелкого рогатого скота неблагополучные: Кизлярский - 1 (с. Черняевка "Новый Кутан"), Кумторкалинский - 1 (с. Учкент), Магарамкентский - 1 (с. Новый Гапцах), Кизилюртовский - 1 (с. Новый Чиркей).

Из общего числа заболевших в 2010 году 48,2 проц. составили больные острой формой, 13,9 проц. - подострой, 37,8 проц. - хронической, впервые выявленной формой. По составу: 6,7 проц. - чабаны, 1,5 проц. - ветеринарные работники, 49,8 проц. - владельцы сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах, 26,2 проц. - принимали участие в окотной кампании, из них детей до 17 лет - 1,9 проц., убоем скота и разделкой мяса занимались 15 процентов. В стрижке овец участвовало 16,3 процента.

Подавляющее число заболевших - сельские жители, которые составили в 2007 г. 96,1 проц., 2008 г. - 95,4 проц., 2009 г. - 92,3 проц., 2010 г. - 92,3 процента. Наиболее поражаемая возрастная группа - от 20 до 40 лет.

Вызывает озабоченность факт регистрации случаев заболевания бруцеллезом среди детского населения на 16 административных территориях. Так, в 2007 г. среди всех заболевших бруцеллезом дети до 17 лет составили 9,2 проц., в 2008 г. - 16,1 проц. (в т.ч. дети до 14 лет - 5,5 проц.), в 2009 г. - 10,5 проц. (в т.ч. дети до 14 лет - 1,7 проц.), 2010 г. - 5,9 проц. (до 14 лет - 4,7 проц.).

В 2010 г. выявлено 4 случая профессионального заражения бруцеллезом (Каякентский, Хасавюртовский, Кизлярский районы, г. Махачкала), в 2009 году - 3.

Бактериологическое исследование на выделение возбудителя бруцеллеза от больных в 2010 г. не проводилось из-за отсутствия необходимых реактивов в федеральном казенном учреждении здравоохранения "Дагестанская противочумная станция".

В республике система информационного обеспечения для разъяснения ветеринарно-санитарных и санитарно-гигиенических норм и правил профилактики бруцеллеза размещена только на официальном сайте Комитета по ветеринарии Республики Дагестан.


III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода


Ветеринарные и медицинские лечебно-профилактические учреждения из-за дефицита финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан не оснащаются своевременно необходимыми диагностическими и иммунобиологическими препаратами, что не позволяет на современном уровне и в полном объеме проводить комплекс противобруцеллезных и лечебно-диагностических мероприятий.

В условиях недостаточного финансирования и не соответствующего нормативам материально-технического снабжения обеспечить эпизоотолого-эпидемиологическое благополучие республики представляется затруднительным.

По состоянию на 1 сентября 2011 г. в республике зарегистрировано 11 неблагополучных пунктов по бруцеллезу крупного рогатого скота и 3 пункта - по бруцеллезу овец. Однако на фоне значительного снижения количества неблагополучных пунктов существенного снижения заболеваемости животных не происходит, соответственно и полное оздоровление республики не достигается, несмотря на проводимые ветеринарно-санитарные мероприятия. Ежегодно появляются новые непрогнозируемые неблагополучные пункты. Резко возросло число случаев выявления больных бруцеллезом животных в индивидуальных подворьях и хозяйствах, считающихся благополучными, что свидетельствует о наличии скрытых очагов бруцеллеза и требует своевременного проведения широкомасштабной вакцинации и диагностических исследований всего сельскохозяйственного поголовья. В последние годы на индивидуальный сектор приходится до 90 процентов выявленных больных животных.

Эту проблему невозможно решить только силами ветеринарных и медико-санитарных служб, необходимо активное участие органов местного самоуправления, руководителей хозяйств, агропромышленных объединений и граждан - владельцев сельскохозяйственных животных.

В частности, до настоящего времени администрациями не предприняты меры по созданию в районах и городах условий для ветеринарных обработок скота, содержащегося в индивидуальных подворьях, отсутствуют загоны, расколы, базы, скотобойные площадки для убоя скота, не налажен учет и идентификация сельскохозяйственных животных.

В связи с этим возникает необходимость перехода на новые формы организации и проведения противобруцеллезных мероприятий в виде реализации целевых программ путем придания им государственного характера как на республиканском, так и на муниципальном уровне.


IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Программа нацелена на снижение заболеваемости бруцеллезом людей и сельскохозяйственных животных, обеспечение населения безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукцией животноводства, улучшение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства.

Мероприятия Программы финансируются за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан.

При решении проблемы заболеваемости бруцеллезом программно-целевым методом возможны 3 варианта реализации Программы, отличающиеся объемами финансирования.

Первый вариант - финансовое обеспечение реализации Программы в заявленных объемах.

Утверждение Программы по первому варианту позволит достичь поставленной цели. При этом варианте реализация Программы сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновения бюджетного дефицита.

Второй вариант - принятие Программы с объемом финансирования от 50 до 80 проц. заявленного объема.

При этом варианте финансирование Программы будет сосредоточено на наиболее эффективных мероприятиях, обеспечивающих стабилизацию основных показателей заболеваемости бруцеллезом, а также на мероприятиях, требующих относительно небольших объемов финансирования. Этот вариант предполагает в рамках стандартных процедур реализации Программы проведение мероприятий, которые позволят осуществлять отдельные проекты и выявлять возможные области их взаимодействия и совместного использования достигнутых результатов. Указанный вариант не предусматривает кардинального изменения принципов реализации Программы, не включает проведение современных методов диагностики бруцеллеза, совершенствование лечения бруцеллеза, улучшение качества диспансеризации переболевших, совершенствование системы государственного ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора за бруцеллезом, предупреждения завоза и распространения бруцеллеза в Республике Дагестан, поэтому реализация Программы будет сопряжена с риском ведомственной разобщенности мероприятий по обеспечению единой политики в области профилактики бруцеллеза.

Третий вариант - принятие Программы с объемом финансирования менее 50 процентов. По этому варианту финансирование Программы сосредоточено на наименее затратных первоочередных мероприятиях.


V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом


Срок реализации Программы - 2012-2016 годы.

Программа имеет среднесрочный характер.


VI. Предложения по целям и задачам, целевым индикаторам и показателям Программы, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам


Основными целями Программы являются снижение заболеваемости людей и сельскохозяйственных животных бруцеллезом, обеспечение населения безопасной продукцией животноводства.

Динамика заболеваемости бруцеллезом людей снизится с 6,25 случая на 100 тыс. населения в 2010 г. (базовое значение) до 5,2 случая в 2016 г., заболеваемость бруцеллезом сельскохозяйственных животных снизится с 0,24 проц. (базовое значение 2010 г.) до 0,1 проц. в 2016 году. Охват иммунизацией против бруцеллеза контингентов группы риска возрастет с 15 проц. в 2010 г. до 95 проц. в 2016 году. Процент охвата иммунизацией крупного и мелкого рогатого скота возрастет с 88,1 проц. (в 2010 г.) до 98 проц. в 2016 году.

Достижение вышеуказанных целей обеспечивается решением следующих задач:

правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с бруцеллезом;

предупреждение завоза и распространения бруцеллеза в Республике Дагестан, улучшение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства;

совершенствование системы эпизоотического и эпидемиологического надзора за бруцеллезом, государственного контроля за проведением профилактических, противоэпизоотических, противоэпидемических и ветеринарно-санитарных мероприятий;

совершенствование диагностики и лечения бруцеллеза, улучшение качества диспансеризации переболевших;

правовая и социальная защита людей, больных и переболевших профессиональными заболеваниями бруцеллезной этиологии;

развитие системы информирования населения о мерах профилактики бруцеллеза, подготовка медицинских кадров;

оздоровление неблагополучных пунктов по бруцеллезу;

обеспечение своевременной диагностики и качественного проведения лабораторных исследований сельскохозяйственных животных.


VII. Предложения по объемам и источникам финансирования


Реализация Программы обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы в 2012-2016 гг. составляет 70975,6 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы могут уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год.


VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы


Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы заключается в:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»