ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 февраля 2012 года N 16-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В 2012-2020 ГОДАХ"]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Дагестан в 2012-2020 годах".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Дагестан в 2012-2020 годах" (далее - Программа) Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 534,2 млн. рублей.

4. Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ





Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 8 февраля 2011 года N 16-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В 2012-2020 ГОДАХ"


 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан


Концепция республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Дагестан в 2012-2020 годах" (далее - Концепция) разработана в соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, планом мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, и Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года в Республике Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 марта 2011 года N 72.

Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Республики Дагестан в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38, необходимо осуществить:

создание условий развития человеческого потенциала республики посредством улучшения качества окружающей среды и повышения экологической безопасности, а также обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

закрепление и расширение конкурентных преимуществ Республики Дагестан в таких сферах, как энергетика, транспорт, аграрный сектор и переработка природных ресурсов путем вовлечения в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов при обязательном соблюдении природоохранных требований.

В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года основными задачами Концепции, определяющими направления развития водохозяйственного комплекса республики, являются:

ликвидация локальных вододефицитов в ряде муниципальных образований республики за счет строительства и реконструкции гидроузлов водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения их водоотдачи, а также за счет увеличения объемов использования водных ресурсов из подземных источников;

сохранение и восстановление водных объектов на основе снижения антропогенной нагрузки на них (в том числе путем строительства и модернизации очистных сооружений, применения прогрессивной шкалы платы за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ), а также за счет экологической реабилитации водных объектов;

предотвращение негативного воздействия вод и снижение ущерба от наводнений, в том числе путем регулирования режимов использования паводкоопасных территорий.

Решение указанных задач позволит гарантировать водоресурсное обеспечение высоких темпов социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Учитывая масштабность предусмотренных Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года целей и задач, решение которых требует реализации комплексной системы мер, мероприятия по развитию водохозяйственного комплекса республики целесообразно осуществлять в рамках Программы с использованием программно-целевого метода, поскольку эти мероприятия:

входят в число приоритетов для формирования целевых программ, а их реализация позволяет обеспечить возможность улучшения качества жизни населения и качества окружающей среды, гарантировать обеспечение защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечить энергетическую и продовольственную безопасность Республики Дагестан;

носят межотраслевой и межведомственный характер;

не могут быть проведены в пределах одного года и требуют значительных объемов бюджетного финансирования;

носят комплексный характер, при этом их успешная реализация окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие населения, общее развитие экономики, а также на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в отраслях, использующих водные ресурсы (энергетика, транспорт, аграрный сектор, рыбное хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство).

Программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с использованием водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охраной водных объектов, в том числе реализацией мер и внедрением механизмов, способствующих улучшению качества сточных вод, а также с предупреждением негативного воздействия вод и обеспечением безопасности гидротехнических сооружений.

Такой подход позволит объединить в систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного в гарантированном обеспечении потребностей экономики в водных ресурсах, сокращении уровня экологического воздействия на водные объекты, снижении заболеваемости и увеличении продолжительности жизни населения, сбалансированном развитии территорий и отраслей национальной экономики, повышении защищенности населения и территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод, а также в формировании и проведении единой государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов и создании условий для эффективного взаимодействия всех участников водохозяйственного комплекса.


III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Вода является важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым ограниченным и уязвимым природным ресурсом, который используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории, обеспечивает экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Республика Дагестан богата поверхностными и подземными водными ресурсами, реками, водохранилищами и озерами. Наибольшее значение с точки зрения хозяйственного и социально-бытового использования имеют пресные поверхностные воды, распространение которых на территории республики крайне неравномерно.

На каждый квадратный километр территории республики приходится 445 м речной сети, что почти в пять раз превышает показатели по Российской Федерации. По территории Республики Дагестан протекают 4374 реки, из которых 256 - крупные (протяженностью более 10 км). Общая протяженность рек составляет 25973 км со среднегодовым расходом 660 куб. м в секунду. Все реки Дагестана берут свое начало высоко в горах, и только 16 рек впадает непосредственно в Каспийское море. Разница в высотных отметках от истоков до устьев составляет от 600 до 3200 м при их длине от 5 до 250 км. Такой перепад в отметках сопровождается высокой энергией течения, выносом большого количества твердого материала и разрушительным воздействием на побережья. По режиму стока реки республики отличаются большим разнообразием, обусловленным значительной разницей в абсолютных высотах водосборов, геологическом строении, экспозиции горных хребтов.

Ресурсы поверхностных и подземных вод на территории республики позволяют обеспечить водой народное хозяйство и жителей республики в требуемых количествах на многие годы вперед.

Недра Республики Дагестан содержат значительные ресурсы подземных вод, в том числе пресных питьевых и технических вод. По данным государственного унитарного предприятия "Дагестанский республиканский центр государственного мониторинга геологической среды", суммарные разведанные эксплуатационные запасы подземных вод на территории республики по состоянию на 1 января 2011 года составляют 1181,4 тыс. куб. м в сутки. Обеспеченность населения Дагестана подземными водами в среднем составляет 0,91 куб. м в сутки на одного человека, питьевой водой - 0,83 куб. м в сутки, для горных районов - 0,03 куб. м в сутки. В общем балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения по республике на долю пресных подземных вод приходится около 38-40 процентов.

Огромны и ресурсы поверхностных вод. Забор пресной воды из поверхностных водных объектов в республике в 2010 году составил 4112,63 млн. куб. метров.

Воды большинства водных объектов на участках, где расположены гидропосты Даггидромета, относятся к третьему классу качества и оцениваются как "загрязненные" (в соответствии с классификацией степени загрязненности вод). В связи с этим улучшение качества поверхностных вод (или как минимум стабилизация их качества) является одной из основных проблем республики.

Чрезвычайные ситуации, периодически возникающие по природным (наводнения, вызванные таянием снегов, дождевыми паводками или ледовыми заторами, подтопления) и техногенным причинам (преимущественно экстремальные загрязнения в результате производственных и транспортных аварий), показывают их значительную опасность как для населения, так и для водных экосистем и самих природных объектов. Поэтому прогнозирование их возникновения и выполнение мероприятий по предотвращению или смягчению последствий является одной из текущих задач водоохранной деятельности.

Дальнейшее функционирование водохозяйственного комплекса без использования программно-целевого метода в условиях наблюдаемого в последние годы сокращения выделения бюджетных средств и частных инвестиций на поддержание и модернизацию водохозяйственной инфраструктуры будет характеризоваться нарастанием тенденций старения основных фондов, снижением уровня безопасности гидротехнических сооружений, увеличением количества и частоты возникновения локальных дефицитов, сохранением высокого уровня потерь воды при транспортировке, увеличением негативного антропогенного воздействия на водные объекты и ухудшением их экологического состояния.

Нарастание масштаба проблем в водохозяйственном комплексе Республики Дагестан может стать одним из сдерживающих факторов на пути обеспечения благоприятных экологических условий жизни населения, достижения высоких темпов экономического развития, модернизации экономики республики и значительного повышения ее энергоэффективности.


IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


При формировании Программы были проанализированы 2 основных сценария развития водохозяйственного комплекса - инерционный и модернизационный.

Реализация Программы по инерционному сценарию предусматривает обеспечение водохозяйственных и водоохранных мероприятий в пределах действующих расходных обязательств, сохранение целевой структуры финансирования основных водохозяйственных направлений и применение существующих механизмов государственной поддержки строительства, реконструкции и ремонта объектов водохозяйственной инфраструктуры.

При этом бюджетные ассигнования направляются прежде всего на обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, а мероприятия по снижению уровня антропогенного воздействия на водные объекты, рационализации использования водных ресурсов и развитию системы государственного мониторинга водных объектов будут испытывать устойчивое недофинансирование.

При реализации Программы в рамках инерционного сценария ожидается, что:

износ очистных сооружений промышленности и жилищно-коммунального хозяйства достигнет 70 процентов, объемы водоотведения очищенных до нормативного качества сточных вод не превысят 10-15 процентов объема сточных вод, требующих очистки, при этом увеличится объем поступления загрязняющих веществ в водные объекты;

непроизводительные потери воды при транспортировке сохранятся на уровне 9-10 процентов общего объема изъятия водных ресурсов;

существующие локальные дефициты водных ресурсов в ряде районов республики станут одним из ключевых факторов, сдерживающих их социально-экономическое развитие;

увеличится количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, а также возрастут риски возникновения аварий на таких объектах;

произойдет существенное снижение рекреационного потенциала и ухудшение экологического состояния водных объектов, что негативно отразится на социально-экономических условиях жизни населения;

недостаточное количество постов наблюдений и слабая техническая оснащенность системы государственного мониторинга водных объектов не обеспечат своевременного принятия мер по адаптации экономики и условий функционирования водохозяйственного комплекса к изменениям климата, что неизбежно приведет к росту материального ущерба и снижению защищенности населения от опасных гидрологических явлений.

Таким образом, цели Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года - создание условий развития человеческого потенциала республики посредством улучшения качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и повышение энергоэффективности экономики - достигнуты не будут.

Достижение целей Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, а также целевых показателей инновационного варианта развития Республики Дагестан, отраженных в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, требует реализации комплекса мер, направленных на развитие водохозяйственного комплекса Республики Дагестан на период до 2020 года по модернизационному сценарию.

Модернизационный сценарий развития водохозяйственного комплекса предусматривает осуществление комплекса водохозяйственных мероприятий, связанных с восстановлением и охраной водных объектов, ликвидацией локальных вододефицитов в отдельных муниципальных образованиях Республики Дагестан, сокращением числа аварийных гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, а также с развитием и модернизацией государственной наблюдательной сети.

В целях обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и снижения размеров ущерба строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты будут проводиться прежде всего в наиболее паводкоопасных и подверженных подтоплению районах и носить превентивный характер.

При реализации Программы в рамках модернизационного сценария ожидается:

создание условий для гарантированного обеспечения водными ресурсами районов, испытывающих локальный дефицит водных ресурсов;

создание надежных водоресурсных условий для развития промышленности, энергетики и сельского хозяйства;

приведение в безопасное техническое состояние гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности;

значительное повышение защищенности населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, и снижение ущербов от опасных гидрологических явлений посредством строительства сооружений инженерной защиты;

повышение качества прогнозирования и предупреждения опасных гидрологических явлений за счет расширения и модернизации постов государственной наблюдательной сети.

При реализации различных сценариев развития водохозяйственного комплекса Республики Дагестан на достижение стратегических целей Программы могут повлиять риск недофинансирования мероприятий Программы, операционные, научно-технологические, техногенные и экологические риски.

Риск недофинансирования мероприятий Программы связан с несоответствием выделенных государственных ассигнований на строительство и модернизацию технической базы водохозяйственного комплекса существующим требованиям развития инфраструктуры.

Научно-технологические риски возможны при недофинансировании развития научно-технического потенциала водохозяйственного комплекса, что будет сдерживать разработку и внедрение современных отечественных технологий.

Техногенные и экологические риски обусловлены высокой степенью физического износа гидротехнических сооружений и сооружений инженерной защиты от наводнений и другого негативного воздействия вод, человеческим фактором, а также стихийными природными явлениями. Устранение их последствий может потребовать дополнительных капитальных вложений и отвлечения средств от финансирования других направлений развития водохозяйственного комплекса. К числу таких последствий можно отнести перебои в водоснабжении объектов экономики и сетей жилищно-коммунального хозяйства, аварийное загрязнение водных объектов, а также затопление и подтопление отдельных территорий.

Ожидаемым негативным последствием указанных рисков является неполное достижение целевых показателей, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.

При реализации Программы в рамках модернизационного сценария развития водохозяйственного комплекса Республики Дагестан негативное влияние указанных рисков на ход исполнения мероприятий Программы и их результативность будут снижены.

Однако риски недофинансирования указанных мероприятий и принятия неэффективных управленческих решений могут оказать отрицательное воздействие на эффективность реализации Программы в целом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»