Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОНИТОРИНГ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2017 ГОДЫ"


IV. Возможные варианты решения проблемы. Оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


При формировании Программы были проанализированы два основных варианта решения проблемы - инерционный и оптимистический.

Реализация Программы по инерционному варианту предусматривает:

сохранение структуры финансирования основных направлений в области охраны окружающей среды в пределах действующих расходных обязательств;

контроль в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Республики Дагестан, в области охраны и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов;

применение существующих механизмов государственного (федерального и республиканского) экологического мониторинга, в основном путем анализа данных, предоставляемых федеральной сетью экологического мониторинга;

решение задач развития системы экологического образования и просвещения собственными силами Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан;

сохранение негативных тенденций в освоении и развитии материально-сырьевой базы Республики Дагестан, способных осложнить удовлетворение потребностей экономики в топливно-энергетическом и минерально-строительном сырье, качественной питьевой воде;

устойчивое недофинансирование мероприятий по развитию региональной системы государственного мониторинга вследствие недостаточности бюджетных ассигнований, в связи с чем установка региональных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха осуществлена только в городах с наибольшим уровнем загрязнения воздуха (гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт).

При реализации Программы в рамках инерционного сценария ожидается следующее:

информация о состоянии атмосферного воздуха будет неполной вследствие недостаточного количества постов наблюдения и периодичности проведения измерений федеральной наблюдательной сети, сокращающегося количества измерений, осуществляемых федеральной сетью наблюдений за состоянием окружающей среды;

эффективность выявления нарушений в области постановки на учет природопользователей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, контроля соблюдения норм законодательства об охране окружающей среды природопользователями останется на прежнем уровне из-за отсутствия оперативной информации о правонарушениях;

ухудшение состояния атмосферного воздуха, сокращение количества охотничьих ресурсов станут факторами, снижающими рекреационный потенциал республики и ухудшающими состояние окружающей среды, что негативно отразится на социально-экономических условиях жизни населения;

снизится прирост запасов нефти в связи с сокращением поисково-разведочного бурения и объемов предварительно оцененных запасов;

недостаточно эффективно будет использоваться сырьевой потенциал промышленности строительных материалов;

сохранится дефицит водопотребления, связанный как с фактическим отсутствием воды, так и с техногенным загрязнением подземных вод;

снизится активность научно-исследовательской деятельности в сфере экологии и охраны окружающей среды;

снизится уровень охвата обучающихся учреждений общего, дополнительного и профессионального образования программами экологического образования;

снизится уровень экологической грамотности населения, возрастет негативное воздействие на окружающую среду жителей и гостей Республики Дагестан.

Таким образом, цель Стратегии - создание условий развития человеческого потенциала республики посредством улучшения качества окружающей среды и экологических условий жизни человека - достигнута не будет.

Достижение целевых показателей инновационного варианта развития Республики Дагестан, отраженных в Стратегии, требует реализации комплекса мер, направленных на развитие системы мониторинга и охраны окружающей среды Республики Дагестан на период до 2018 года по оптимистическому варианту.

Реализация Программы по оптимистическому варианту предусматривает:

финансирование в полном объеме Программы из республиканского бюджета и осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием и развитием региональной сети мониторинга состояния атмосферного воздуха (стационарных и передвижных постов наблюдений и республиканского аналитического центра экологического мониторинга);

использование в региональной системе экологического мониторинга данных, предоставляемых федеральной сетью экологического мониторинга, а также потенциала производственных и научных лабораторий экологического контроля и мониторинга;

выполнение в полном объеме мероприятий по проведению мониторинга, обеспечению рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира;

эффективное государственное регулирование и управление работами по развитию материально-сырьевой базы;

решение задач развития системы экологического образования совместными усилиями Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, Министерства образования и науки Республики Дагестан, вузов республики;

усиление государственного республиканского экологического контроля в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Республики Дагестан, в области охраны и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов на основе данных системы регионального мониторинга.

При реализации Программы в рамках оптимистического сценария ожидается: